Главная arrow Язык программирования Pascal arrow Турбо Паскаль Начальный курс В.В.Фаронов arrow 18.6. Модификация и обработка событий Турбо Паскаль В.В. Фаронов

18.6. Модификация и обработка событий Турбо Паскаль В.В. Фаронов

18.6.1. События, определенные пользователем
Старшие разряды поля Event. What используются для указания на то, что событие относится к классу сообщений. Первые шесть разрядов в этом поле программист может использовать для определения собственных классов событий.
Необходимость в новых классах событий может возникнуть в том случае, когда Ваша программа работает с нестандартными источниками информации. Если, например, Вы собираетесь работать с последовательным портом, Вы, возможно, захотите определить класс событий evSerial, используя для его идентификации один или несколько старших разрядов поля Event.What. Технически получить информацию из нового источника и сделать ее событием можно путем перекрытия метода TProgram.GetEvent (см.п. 18.6.4) или «фонового» метода TProgram.Idle (см.п. 18.6.5).
По умолчанию все новые классы событий маскируются маской evMessage, т.е. считаются сообщениями. Такие события модальный элемент рассылает всем своим подэ-лементам в Z-порядке (см. 17.3.2). Если Вы хотите, чтобы новый класс событий передавался как позиционированные или активные события, Вы можете изменить маски этих событий. В Turbo Vision определены маски PositionalEvents и FocusedEvents. Первая позволяет всем видимым элементам рассматривать событие как позиционированное, вторая - как активное. По умолчанию маска PositionalEvents выделяет все биты evMouse, a FocusedEvents содержит evKeyboard. Если Вам понадобится, чтобы новый класс событий обрабатывался так же как активные или позиционированные события, Вам необходимо добавить к нужной маске биты, соответствующие этому классу в поле What.
Например, создан новый класс событий evSerial с маской $8000, т.е. этот класс связан со старшим разрядом поля What. Если потребуется обработать этот класс так же как активные события, нужно задать новую маску:
const
evSerial = $8000;
.....
FocusedEvents := FocusedEvents or evSerial;
Обратите внимание: при добавлении к любой маске новых разрядов следует применять поразрядные операции над целыми числами (операции or, and, not). He следует использовать операцию арифметического сложения (+), так как в этом случае разрешен поразрядный перенос и вновь полученная маска может оказаться не той, какую Вы хотели. Если, например, к маске evMouse прибавить единицу, получится маска evKeyboard, т.е.
18.6.2. Маскирование и очистка событий
Каждый видимый элемент имеет поле EventMask. По умолчанию значение этого поля устанавливается таким образом, чтобы видимый элемент обрабатывал все необходимые ему события и не откликался на другие. Например, TProgam и TDialog имеют EventMask = $FFFF, что позволяет им откликаться на любые возможные события, в том числе и определенные программистом. Кнопка TButton имеет EventMask =$0311 , т.е. откликается на события evBroadcast, evCommand, evKeyDown, evMouseAuto, evMouseUp и evMouseDown. Как видим, ей доступны все стандартные события, кроме evMouseMove - кнопка не может реагировать на перемещение мыши.
Соответствующей установкой поля EventMask Вы можете запретить или разрешить любому видимому элементу реагировать на те или иные события. Например, Вы можете создать кнопку, доступ к которой возможен только с помощью мыши:
var
MouseButton: PButton;
.....
MouseButton := New(PButton, Init(...));
MouseButton^.EventMask := evMouse;
nsert(MouseButton);
Для очистки события следует обратиться к методу ClearEvent, который устанавливает в поле Event. What значение evNothing, а в поле Event.InfoPtr - адрес таблицы виртуальных методов объекта. Таким образом, в поле Event.InfoPtr остается «подпись» видимого объекта, который очистил событие. Эта информация используется для организации межэлементного взаимодействия (см.п.18.7).
18.6.3. Перекрытие HandleEvent
После того как Вы определили команду и установили элемент управления, который генерирует ее (например, элемент меню или кнопка диалогового окна), Вам нужно научить Ваш видимый элемент реагировать на возникновение этой команды.
Каждый видимый элемент наследует обработчик событий - метод HandleEvent, который уже знает, как реагировать на большую часть ввода пользователя. Если Вы хотите, чтобы видимый элемент делал что-то специфическое для Вашей программы, Вам необходимо перекрыть HandleEvent и научить новый обработчик событий двум вещам - как откликаться на определенные Вами команды и как реагировать на события от мыши и клавиатуры нужным Вам образом.
Метод HandleEvent определяет поведение видимого элемента. Два видимых элемента с идентичными методами HandleEvent будут одинаково откликаться на события. Когда Вы порождаете новый тип видимого элемента, Вы обычно хотите, чтобы его поведение более или менее соответствовало поведению его предка с некоторыми изменениями. Наиболее простой способ достичь этого - вызвать HandleEvent предка в методе HandleEvent нового объекта.
Общий вид HandleEvent наследника:
procedure NewDescendant.HandleEvent(var Event: TEvent);
begin
{Код, изменяющий или ограничивающей унаследованное поведение}
Inherited HandleEvent(Event);
{Код, выполняющий дополнительные функции}
end;
Другими словами, если Вы хотите, чтобы новый объект обрабатывал события не так, как это делал его предок, Вы должны перехватить определенные события до передачи события в метод HandleEvent предка. Если Вы хотите, чтобы Ваш новый объект вел себя также, как его предок, но с дополнительными функциями, Вы должны добавить код после вызова процедуры HandleEvent предка.
18.6.4. Перекрытие GetEvent
Единственным источником событий является метод TView.GetEvent. Только этот метод обращается к внешним источникам информации - клавиатуре и мыши. Если в Вашей программе используются другие устройства ввода информации (например, джойстик или коммуникационный канал), Вы должны перекрыть этот метод и научить его работе с нестандартными устройствами.
Проще всего перекрыть метод можно при объявлении нового типа Вашей программы, например:
Арр,...;
Uses type
MyProgram = object (TApplication)
Procedure GetEvent(var Event: TEvent);Virtual;
.....
end;
Procedure MyProgram.GetEvent(var Event: TEvent);
begin
'TApplication.GetEvent(Event);
if Event.What = evNothing then
begin
{Обращение к нестандартным источникам информации}
end
end;
Поскольку MyProgram в конечном счете наследует GetEvent от TView, все видимые элементы Вашей программы будут пользоваться новым источником информации.
Преимущества централизованного сбора событий очевидны. Перекрывая единственный метод GetEvent, Вы можете заставить программу реагировать на внешнюю информацию любым удобным для Вас способом. Например, можно перехватывать заранее обусловленные командные клавиши и развертывать их в целую серию событий. Таким способом легко создавать различного рода макрокоманды.
18.6.5. Неиспользованное время
Поскольку программа, работающая в среде Turbo Vision, рассчитана на диалог с пользователем, в ней всегда найдутся такие промежутки времени, в течение которых она просто пассивно ожидает действий пользователя. Turbo Vision предоставляет Вам удобное средство, позволяющее в этот момент загрузить процессор не слишком долгой, но нужной для Вас работой.
Стандартный метод TView.GetEvent построен таким образом, что если нет никаких событий, он обращается к псевдоабстрактному методу TView.Idle. По умолчанию TView.Idle ничего не делает, он просто возвращает управление методу GetEvent, заставляя его непрерывно сканировать клавиатуру и мышь. Вы можете перекрыть TView.Idle, чтобы выполнить нужные действия.
В следующем примере каждые 5 сек в правый верхний угол экрана выводится системное время. Для упрощения программы вывод осуществляется стандартными средствами Турбо Паскаля.
Uses DOS,CRT,App;
type
TProg = object (TApplication)
Procedure Idle; Virtual;
end;
Procedure TProg.Idle;
const
old: Byte = 0; {Старое значение секунд}
dt = 5; {Шаг вывода}
var
ho,mi,se,s100: Word; Function TimeStr(k: Word): String;
var
s: String [2];
begin
str(k,s);
if k < 10 then
s := '0'+s;
TimeStr := s
end; {TimeStr}
begin {TProg.Idle}
GetTime(ho,mi,se,s100);
if (se mod dt = 0) and (old <> se) then
begin
Old := Se; T
extColor(Black) ;
TextBackGround(White);
GotoXY(72,1);
Write(TimeStr(ho)+ ':'+TimeStr(mi) + ':'+TimeStr(se))
end
end; {TProg.Idle}
var
Prog:TProg;
begin
Prog.Init;
Prog.Run;
Prog.Done
end.
Разумеется, не следует поручать методу TView.Idle слишком сложную работу, иначе пользователь Вашей программы будет безуспешно нажимать на клавиши, пытаясь вернуть к жизни «зависшую» программу. Предполагается, что рабочий цикл метода не будет превышать нескольких сотен миллисекунд. Если все-таки Вы хотите выполнить достаточно длинную фоновую задачу, попытайтесь разбить ее на серию мелких шагов.
18.6.6. Ненужные события
Некоторые события могут оказаться ненужными в данном контексте программы. Например, пользователь может нажать командную клавишу, временно запрещенную для использования, или отметить мышью поле вне текущего диалогового окна. Ненужные события - это события, обработка которых не предусмотрена в данном модальном элементе или в любом из его подэлементов. Такие события возвращаются модальному элементу, который в этом случае вызывает свой виртуальный метод EventError. Этот метод вызывает метод EventError своего владельца и так происходит до тех пор, пока не будет вызван метод TApplication.EventError. По умолчанию метод Т Application.EventError просто ничего не делает.
Вы можете перекрыть метод EventError любого видимого элемента (или программы), чтобы, например, сообщить пользователю о его ошибке и/или дать справку о возможностях программы в данный момент. Кроме того, контроль за ненужными событиями может быть полезен на этапе отладки программы.