14.8. Вывод текста Турбо Паскаль В.В. Фаронов

Описываемые ниже стандартные процедуры и функции поддерживают вывод текстовых сообщений в графическом режиме. Это не одно и то же, что использование процедур Write или WriteLn. Дело в том, что специально для графического режима разработаны процедуры, обеспечивающие вывод сообщений различными шрифтами в горизонтальном или вертикальном направлении, с изменением размеров и т.д. Однако в стандартных шрифтах, разработанных для этих целей фирмой Borland, отсутствует кириллица, что исключает вывод русскоязычных сообщений.
С другой стороны, процедуры Write и WriteLn после загрузки в память второй половины таблицы знакогенератора (а эта операция легко реализуется в адаптерах EGA и VGA) способны выводить сообщения с использованием национального алфавита, но не обладают мощными возможностями специальных процедур.
Ниже описываются стандартные средства модуля Graph для вывода текста.
Процедура OutText. Выводит текстовую строку, начиная с текущего положения указателя. Заголовок:
Procedure OutText(Txt: String);
Здесь Txt - выводимая строка.
При горизонтальном направлении вывода указатель смещается в конец выведенного текста, при вертикальном - не меняет своего положения. Строка выводится в соответствии с установленным стилем и выравниванием. Если текст выходит за границы экрана, то при использовании штриховых шрифтов он отсекается, а в случае стандартного шрифта не выводится.
Процедура OutTextXY. Выводит строку, начиная с заданного места. Заголовок:
Procedure OutTextXY (X,Y: Integer; Txt: String);
Здесь X, Y - координаты точки вывода; Txt - выводимая строка. Отличается от процедуры OutText только координатами вывода. Указатель не меняет своего положения.
Процедура SetTextStyle. Устанавливает стиль текстового вывода на графический экран. Заголовок:
Procedure SetTextStyle(Font,Direct,Size: Word);
Здесь Font - код (номер) шрифта; Direct - код направления; Size - код размера шрифта.
Для указания кода шрифта можно использовать следующие предварительно определенные константы:
const
DefaultFont = 0;{Точечный шрифт 8x8}
TriplexFont = 1;{Утроенный шрифт TRIP.CHR}
SmallFont = 2;{Уменьшенный шрифт LITT.CHR}
SansSerifFont = 3;{Прямой шрифт SANS.CHR}
GothicFont = 4;{Готический шрифт GOTH.CHR}
Замечу, что эти константы определяют все шрифты для версий 4.0, 5.0, 5.5 и 6.0. В версии 7,0 набор шрифтов значительно расширен, однако для новых шрифтов не предусмотрены соответствующие мнемонические константы. В этой версии помимо перечисленных Вы можете при обращении к SetTextStyle использовать такие номера шрифтов:

Номер

Файл

Краткое описание

5

scri.chr

«Рукописный» шрифт

6

simp.chr

Одноштриховый шрифт типа Courier

7

tscr.chr

Красивый наклонный шрифт типа Times Italic

8

Icom.chr

Шрифт типа Times Roman

9

euro . chr

Шрифт типа Courier увеличенного размера

10

bold.chr

Крупный двухштриховый шрифт

Шрифт DefaultFont входит в модуль Graph и доступен в любой момент. Это -единственный матричный шрифт, т.е. его символы создаются из матриц 8x8 пикселей. Все остальные шрифты - векторные: их элементы формируются как совокупность векторов (штрихов), характеризующихся направлением и размером. Векторные шрифты отличаются более богатыми изобразительными возможностями, но главная их особенность заключается в легкости изменения размеров без существенного ухудшения качества изображения. Каждый из этих шрифтов размещается в отдельном дисковом файле. Если Вы собираетесь использовать какой-либо векторный шрифт, соответствующий файл должен находиться в Вашем каталоге, в противном случае вызов этого шрифта игнорируется и подключается стандартный.
Замечу, что шрифт DefaultFont создается графическим драйвером в момент инициации графики на основании анализа текстового шрифта. Поэтому, если Ваш ПК способен выводить кириллицу в текстовом режиме, Вы сможете с помощью этого шрифта выводить русскоязычные сообщения и в графическом режиме. В остальных шрифтах эта возможность появляется только после их модификации.
Для задания направления выдачи текста можно использовать константы:
const
HorizDir = 0;{Слева направо}
VertDir = 1;{Снизу вверх}
Как видим, стандартные процедуры OutText и OutTextXY способны выводить сообщения лишь в двух возможных направлениях - слева направо или снизу вверх. Зная структуру векторных шрифтов, нетрудно построить собственные процедуры вывода, способные выводить сообщения в любом направлении.
Каждый шрифт способен десятикратно изменять свои размеры. Размер выводимых символов кодируется параметром Size, который может иметь значение в диапазоне от 1 до 10 (точечный шрифт - в диапазоне от 1 до 32). Если значение параметра равно 0. устанавливается размер 1, если больше 10 - размер 10. Минимальный размер шрифта. при котором еще отчетливо различаются все его детали, равен 4 (для точечного шрифта - 1).
Следующая программа демонстрирует различные шрифты. Их размер выбран так. чтобы строки имели приблизительно одинаковую высоту. Перед исполнением программы скопируйте все шрифтовые файлы с расширением .CHR в текущий каталог.
Uses Graph, CRT;
const
FontNames: array [1..10] of String[4] =
( 'TRIP' , 'LITT'' SANS ' , ' GOTH ' , 'SCRI ' , ' SIMP ' ,'TSCR ' , ' LOOM ' , ' EURO',' BOLD ' );
Tab1 = 50;
Tab2 = 150;
Tab3 =220;
var
d, r, Err,{Переменные для инициации графики}
Y,dY,{Ордината вывода и ее приращение}
Size,{Размер символов}
MaxFont,{Максимальный номер шрифта}
k: Integer;{Номер шрифта}
NT, SizeT, SynibT: String;{Строки вывода}
c: Char;
-----------------
Procedure OutTextWithTab ( S1, S2, S3, S4: String);
{Выводит строки S1..S4 с учетом позиций табуляции Таb1..ТаbЗ}
begin
MoveTo( (Tab1-TextWidth(Sl) ) div2,Y);
OutText (S1) ;
MoveTo(Tabl+(Tab2-Tabl-TextWidth(S2)) div2,Y);
OutText (S2) ;
MoveTo(Tab2+(Tab3-Tab2-TextWidth(S3)) div 2,Y);
OutText(S3);
if S4='Symbols' then {Заголовок колонки Symbols}
MoveTo((Tab3+GetMaxX-TextWidth(S4)) div 2,Y)
else {Остальные строки}
MoveTo(Tab3+3,Y);
OutText(S4)
end;
----------
begin
{Инициируем графику}
InitGraph(d,r, ' ');
Err := GraphResult; if ErrogrOk then
WriteLn(GraphErrorMsg(Err))
else
begin
{Определяем количество шрифтов:}
{$IFDEF VER70'}
MaxFont := 10; .
{$ELSE}
MaxFont := 4;
{$ENDIF}
SetTextStyle(l,0,4);
Y := 0;
OutTextWi thTab('N','Name',Size','Symbols');
{Определяем высоту Y линии заголовка}
Y := 4*TextHeight('Z') div3;
Line(0,Y,GetMaxX,Y) ;
{Определяем начало Y таблицы и высоту dY каждой строки}
Y := 3*TextHeight('Z') div 2;
dY := (GetMaxY-Y) div (MaxFont);
{Готовим строку символов}
SymbT := '';
for с := 'a' to 'z' do
SymbT := SymbT+c;
{Цикл вывода строк таблицы}
for k := 1 to MaxFont do
begin
Size := 0;
{Увеличиваем размер до тех пор, пока высота строки не станет приблизительно равна dY}
repeat
inc(Size);
SetTextStyle(k,0,Size+1);
until (TextHeight('Z')>=dY) or (Size=10)
or (Textwidth(FontNames[k])>(Tab2-Tab1));
{Готовим номер NT и размер SizeT шрифта}
Str(k,NT);
Str(Size,SizeT);
{Выводим строку таблицы}
SetTextStyle(k,HorizDir,Size);
OutTextWithTab(NT,FontNames[k],SizeT,SymbT);
inc(Y,dY)
end;
{Рисуем линии рамки}
Rectangle(0,0,GetMaxX,GetMaxY);
Line(Tab1,0,Tabl,GetMaxY);
Line(Tab2,0,Tab2,GetMaxY);
Line(Tab3,0,ТаЬЗ,GetMaxY);
{Ждем инициативы пользователя}
ReadLn;
CloseGraph
end
end.
Процедура SetTextJustify. Задает выравнивание выводимого текста по отношению к текущему положению указателя или к заданным координатам. Заголовок:
Procedure SetTextJustify(Horiz,Vert: Word);
Здесь Horiz - горизонтальное выравнивание; Vert - вертикальное выравнивание. Выравнивание определяет как будет размещаться текст - левее или правее указанного места, выше, ниже или по центру. Здесь можно использовать такие константы:
const
LeftText = 0;{Указатель слева от текста}
CenterText= 1;{Симметрично слева и справа,верху и снизу}
RightText = 2;{Указатель справа от текста}
BottomText= 0;{Указатель снизу от текста}
TopText = 2;{Указатель сверху от текста}
Обратите внимание на неудачные, с моей точки зрения, имена мнемонических констант: если, например, Вы зададите LeftText, что в переводе означает «Левый Текст», сообщение будет расположено справа от текущего положения указателя (при выводе процедурой OutTextXY - справа от заданных координат). Также «наоборот» трактуются и остальные константы.
Следующая программа иллюстрирует различные способы выравнивания относительно центра графического экрана.
Uses Graph, CRT;
var
d, r, e : Integer;
begin
{Инициируем графику}
d := Detect; InitGraph(d,, r, ' ') ;
e := GraphResult;
if e <> grOk then
WriteLn(GraphErrorMsg(e))
else
begin
{Выводим перекрестие линий в центре экрана}
Line(0,GetMaxY div 2,GetMaxX,GetMaxY div 2);
Line(GetMaxX div 2,0,GetMaxX div 2,GetMaxY);
{Располагаем текст справа и сверху от центра}
SetTextStyle(TriplexFont,HorizDir,3);
SetTextJustify(LeftText,BottomText);
OutTextXY (GetMaxX div 2, GetMaxY div 2, 'LeftText,BottomText');
{Располагаем текст слева и снизу}
SetTextJustify (RightText, TopText);
OutTextXY (GetMaxX div 2, GetMaxY div 2,'RightText, TopText');
if ReadKey=#0 then d := ord(ReadKey);
CloseGraph
end
end.
Процедура SetUserCharSize. Изменяет размер выводимых символов в соответствии с заданными пропорциями. Заголовок:
Procedure SetUserCharSize(XI,X2,Yl,Y2: Word);
Здесь X1...Y2 - выражения типа Word, определяющие пропорции по горизонтали и вертикали.
Процедура применяется только по отношению к векторным шрифтам. Пропорции задают масштабный коэффициент, показывающий во сколько раз увеличится ширина и высота выводимых символов по отношению к стандартно заданным значениям. Коэффициент по горизонтали находится как отношение X1 к Х2, по вертикали - как отношение Y1 к Y2. Чтобы, например, удвоить ширину символов, необходимо задать X1=2 и Х2=1. Стандартный размер символов устанавливается процедурой SetTextStyle, которая отменяет предшествующее ей обращение к SetUserCharSize.
В следующем примере демонстрируется изменение пропорций уменьшенного шрифта.
Uses Graph, CRT;
var
d, r, e : Integer;
begin
{Инициируем графику}
d := Detect; .InitGraph (d, r, '');
e := GraphResult;
if e <> grOk then
WriteLn(GraphErrorMsg(e))
else
begin
MoveTo (0, GetMaxY div 2); SetTextStyle (SmallFont, HorizDir, 5);
SetTextJustify (LeftText, BottomText);
{Выводим сообщение стандартной высотой 5}
OutText ('Normal Width,');
{Удваиваем ширину шрифта}
SetUserCharSize (2, 1, 1, 1);
OutText (' Double Width, ');
{Удваиваем высоту, возвращаем стандартную ширину}
SetUserCharSize (I, 1, 2, 1) ;
OutText ('Double Height,');
SetUserCharSize (2, 1, 2, 1) ;
OutText (' Double Width and Height');
if ReadKey=#0 then d := ord(ReadKey);
CloseGraph
end
end.
Функция TextWidth. Возвращает длину в пикселях выводимой текстовой строки. Заголовок:
Function TextWidth (Txjt: String): Word;
Учитываются текущий стиль вывода и коэффициенты изменения размеров символов, заданные соответственно процедурами SetTextStyle и SetUserCharSize.
Функция TextHeight. Возвращает высоту шрифта в пикселях. Заголовок:
Function TextHeight(Txt: String): Word;
Процедура GetTextSettings. Возвращает текущий стиль и выравнивание текста. Заголовок:
Procedure GetTextSettins(var Textlnfo: TextSettingsType);
Здесь Textlnfo - переменная типа TextSettingsType, который в модуле Graph определен следующим образом:
type
TextSettingsType = record
Font : Word; {Номер шрифта}
Direction: Word; {Направление}
CharSize : Word; {Код размера}
Horiz : Word; {Горизонтальное выравнивание}
Vert : Word; {Вертикальное выравнивание}
end;
Функция InstallUserFont. Позволяет программе использовать нестандартный векторный шрифт. Заголовок функции:
Function InstallUserFont(FileName: String): Integer;
Здесь FileName - имя файла, содержащего векторный шрифт.
Как уже говорилось, в стандартную поставку Турбо Паскаля версий 4.0 - 6.0 включены три векторных шрифта, для версии 7.0 - 10. Функция InstallUserFont позволяет расширить этот набор. Функция возвращает идентификационный номер нестандартного шрифта, который может использоваться при обращении к процедуре SetTextStyle.
Функция InstallUserDriver. Включает нестандартный графический драйвер в систему BGI-драйверов. Заголовок функции:
Function InstallUserDriver(FileName: String; AutoDetectPtr: Pointer): Integer;
Здесь FileName - имя файла, содержащего программу драйвера; AutoDetectPtr - адрес точки входа в специальную процедуру автоопределения типа дисплея, которая в числе прочих процедур должна входить в состав драйвера.
Эта функция расширяет и без того достаточно обширный набор стандартных графических драйверов и предназначена в основном для разработчиков аппаратных средств.