Главная arrow Язык программирования Pascal arrow Турбо Паскаль Начальный курс В.В.Фаронов arrow 12.1. Общее описание МП 8086/8088 Турбо Паскаль В.В. Фаронов

12.1. Общее описание МП 8086/8088 Турбо Паскаль В.В. Фаронов

Встроенный ассемблер (далее - просто ассемблер) дает возможность программировать на уровне отдельных машинных инструкций. Это - главное отличие ассемблера от Паскаля и в этом отличии сосредоточены все его достоинства и недостатки. Достоинство заключается в том, что, программируя на ассемблере, программист обычно выбирает последовательность машинных инструкций так, чтобы реализовать нужные вычисления с максимальной скоростью при минимальных затратах памяти, в то время как даже такой весьма совершенный компилятор, как компилятор Турбо Паскаля, неизбежно вносит в машинный код некоторую избыточность, уменьшающую скорость счета и увеличивающую затраты памяти. С другой стороны, программирование на уровне машинных инструкций - чрезвычайно хлопотное занятие и не может сравниться по скорости разработки программ с программированием на Паскале - в этом заключается главный недостаток ассемблера.
Чтобы использовать средства ассемблера, необходимо ясно представлять себе детали архитектуры микропроцессоров Intel 80x86. К этому семейству относятся микропроцессоры:
8086 - 16-разрядный микропроцессор, используемый в ПК IBM PC/XT;
8088 - аналог 8086, отличается от него только взаимодействием с памятью: 8086 может обмениваться с памятью как байтами, так и 16-разрядными словами, в то время как 8088 - только байтами;
80286 - улучшенный вариант 8086, используемый в ПК IBM AT; может работать в двух режимах: в реальном режиме, полностью эмулирующем работу МП 8086, и в защищенном режиме, в котором способен адресовать память до 16 Мбайт (в реальном - до 1 Мбайт);
80386 - 32-разрядный вариант 80286; способен адресовать до 4 Гбайт;
80486 - комбинация 80386/80387, т.е. имеет внутреннюю подсистему реализации операций с плавающей точкой;
80586 (Pentium) - имеет ряд усовершенствований, обеспечивающих ему увеличение производительности в 2...3 раза по сравнению с 80486, в том числе возможность обрабатывать 64-разрядные числа.
Микропроцессоры этого семейства наращивают свои возможности в перечисленном порядке, но строго совместимы от младших моделей к старшим: все, что может 8086/8088, реализует и Pentium, но не наоборот. Ниже обсуждается архитектура (внутреннее устройство, способы адресации и система команд) МП 8086/8088.
12.1.1. Регистры
В МП 8086/8088 имеется 14 регистров. В функциональном отношении они делятся на группы:
 - регистры общего назначения (АХ, ВХ, СХ, DX); предназначены для хранения операндов и выполнения основных команд; любой из них может использоваться как совокупность двух независящих друг от друга 8-разрядных регистров: старшего байта регистра (АН, ВН, СН, DH) и младшего байта (AL, BL, CL, DL); например, АХ состоит из АН и AL;
 - сегментные регистры (CS, DS, SS, ES); используются для указания сегмента при адресации памяти;
 - регистры-указатели (SP, BP, IP); используются для указания смещения при адресации памяти;
 - индексные регистры (SI, DI); применяются для индексной адресации;
 - регистр флагов; используется для хранения признаков состояния процессора.
Внутри одной и той же функциональной группы регистры используются различным образом. Ниже описывается специфика использования регистров.
Регистр АХ. Является основным сумматором. Используется во всех арифметических операциях (сложить, умножить и т.п.). Только с помощью АХ и его полурегистров AHIAL возможен обмен данными с портами ввода/вывода.
Регистр ВХ. Используется как сумматор в арифметических операциях, а также как базовый регистр при индексной адресации.
Регистр СХ. В основном используется как счетчик при выполнении операций повторения и сдвига. Может также участвовать в арифметических операциях.
Регистр DX. Используется как регистр данных в операциях ввода/вывода, а также как сумматор при обработке длинных целых чисел (32-разрядных).
Регистр CS. Содержит номер сегмента памяти (сегмента кода), в котором располагается текущая машинная инструкция. Для получения полного адреса следующей команды его содержимое сдвигается влево на 4 разряда и складывается с регистром-указателем IP. Содержимое CS автоматически изменяется в командах дальнего (межсегментного) перехода и вызова процедур.
Регистр IP. Определяет смещение относительно начала сегмента кода CS очередной исполняемой машинной инструкции. Содержимое IP автоматически изменяется в ходе исполнения инструкции, обеспечивая правильный порядок выборки команд из памяти.
Регистр DS. Содержит номер сегмента памяти (сегмента данных), в котором располагаются данные (константы и переменные). Все глобальные переменные и типизированные константы программы Турбо Паскаля всегда располагаются в единственном сегменте, адресуемом этим регистром.
Регистр SS. Содержит номер сегмента стека. Стек - это участок автоадресуемой памяти, предназначенный для временного хранения операндов. С помощью стека ТурбоПаскаль организует обмен данными между программой и процедурами, кроме того, в нем он размещает все локальные переменные (т.е. переменные, объявленные внутри процедуры). Память стека используется по правилу «последним пришел - первым ушел»: самый последний помещенный в стек операнд будет первым извлекаться из него.
Регистр SP. Указывает на вершину стека, т.е. совместно с регистром 55 адресует ячейку памяти, куда будет помещаться операнд или откуда он будет извлекаться. Содержимое этого регистра автоматически уменьшается после размещения в стеке очередного операнда и увеличивается после извлечения операнда из стека.
Регистр ВР. Так называемый указатель базы. Облегчает создание и использование локального стека (т.е. стека для использования внутри процедуры).
Регистр ES. Дополнительный сегментный регистр ES используется для межсегментного обмена данными и в некоторых строковых операциях.
Регистр SI. Определяет адрес источника информации при индексной адресации данных (например, при обработке массивов). Обычно используется в паре с регистром DS.
Регистр DI. В паре с регистром ?5 определяет приемник информации при межсегментном обмене данными.
Регистр флагов. Отдельные разряды (биты) этого регистра имеют следующее назначение.
Флаг переноса CF. Содержит 1, если произошел перенос единицы при сложении или заем единицы при вычитании. Используется также в циклических операциях и операциях сравнения.
Флаг четности PF. Содержит 1, если в результате операции получено число с четным количеством значащих разрядов, т.е. дополняет результат до нечета - используется в операциях обмена для контроля данных.
Флаг внешнего переноса AF. Контролирует перенос из 3-го бита данных. Полезен при операциях над упакованными десятичными числами.
Флаг нуля ZF. Равен 1, если в результате операции получен ноль, и равен 0 в противном случае.
Флаг знака SF. Равен 1, если в результате операции получено отрицательное число (с единицей в старшем разряде).
Флаг трассировки TF. Равен 1, если программа исполняется по шагам, с передачей управления после каждой выполненной команды по прерыванию с вектором 1.
Флаг прерываний IF. Содержит 1, если микропроцессору разрешена обработка прерываний.
Флаг направления DF. Управляет направлением передачи данных: если он содержит 0, то после каждой индексной операции содержимое индексных регистров увеличивается на 1, в противном случае - уменьшается на 1.
Флаг переполнения OF. Устанавливается в единицу, если в результате операции получено число, выходящее за разрядную сетку микропроцессора.
12.1.2. Адресация
В архитектуре МП 8086/8088 адрес любого байта задается двумя 16-битовыми словами - сегментом и смещением. При формировании 20-разрядного полного адреса, необходимого для адресации в пределах 1 Мбайт, сегмент сдвигается влево на 4 разряда (умножается на 16) и складывается со смещением. Поскольку емкость 16-разрядного смещения составляет 65536 значений, в пределах одного сегмента можно адресовать до 64 Кбайт.
Архитектура МП позволяет использовать семь различных способов адресации.
Регистровая
Извлекает операнд из регистра или помещает его в регистр. Примеры:
mov ах,bх {Извлекаем из ВХ и помещаем в АХ}
add cx,ax {Содержимое АХ прибавляем к СХ}
push ex {Заталкиваем в стек содержимое СХ}
Непосредственная
Операнд (8- или 16-разрядная константа) содержится непосредственно в теле команды. Примеры:
mov ax,100 {Загружаем в АХ значение 100}
add ax,5 {К содержимому АХ прибавляем 5}
mov cx,$FFFF {Помещаем в СХ значение 65535}
Прямая
Смещение операнда задается в теле программы и складывается с регистром DS; например:
var
X: Word; В: Byte;
.......
mov ах,Х {Пересылаем значение переменной X регистр АХ}
add ah,В {К содержимому регистра АН прибавляем значение переменной В}
mov X,ax {Пересылаем содержимое регистра АХ, в область памяти переменной X}
Косвенная регистровая
Исполнительный адрес операнда (точнее, его смещение) содержится в одном из регистров ВХ, ВР, SI или DI. Для указания косвенной адресации этот регистр должен заключаться в квадратные скобки, например:
mov ax,[bx] {Содержимое 16-разрядного слова, хранящегося в памяти по адресу DS:BX,пересылаем в регистр АХ};
Каждый из регистров BX...DI по умолчанию работает со своим сегментным регистром:
DS:BX, SS:BP, DS:SI, ES:DI
Допускается явное указание сегментного регистра, если он отличается от умалчиваемого, например:
mov ax,es:[bx]
Адресация по базе
Базовый регистр ВХ (или ВР) содержит базу (адрес начала некоторого фрагмента памяти), относительно которой ассемблер вычисляет смещение, например:
mov ах,[Ьх]+10 {Загружаем в АХ 10-й по счету байт от начала базы памяти по адресу DS-.BX};
Индексная адресация
Один из индексных регистров SI или DI указывает положение элемента относительно начала некоторой области памяти. Пусть, например, АОВ - имя массива значений типа Byte. Тогда можно использовать такие фрагменты:
mov si,15 {Помещаем в SI константу 15}
mov ah,АОВ[si] {Пересылаем в АН 16-й по порядку байт от начала массива}
mov si,0
mov AOB[si],ah {Пересылаем полученное в самый первый элемент массива}
Адресация по базе с индексированием
Вариант индексной адресации для случая, когда индексируемая область памяти задается своей базой. Например:
mov ax,[bx][si]
Этот тип адресации удобен при обработке двумерных массивов. Если, например, АОВ есть массив из 10x10 байт вида
var
АОВ: array [0..9,0..9] of Byte;
то для доступа к элементу АОВ [2,3] можно использовать такой фрагмент
mov bx,20 {База строки 2}
mov si,2 {Номер 3-го элемента}
mov ax,AOB[bx] [si] {Доступ к элементу}
12.1.3. Система команд
В приводимых ниже таблицах указывается мнемоника всех допустимых инструкций для МП 8086/8088. Для удобства пользования все команды разбиты на 6 функциональных групп - пересылки данных, арифметические, битовые, строковые, передачи управления, прерываний. Внутри каждой группы команды объединяются в подгруппы по общим дополнительным признакам.
Детальный анализ всех команд МП 8086/8088 занял бы слишком много места, поэтому в идущих за таблицами пояснениях рассматриваются лишь наиболее популярные команды. Исчерпывающее описание всех команд Вы найдете в [1], [20].
Команды пересылки данных

Мнемоника

Формат

Пояснение

Команды общего назначения

MOV

MOV приемник, источник

Переслать значение

PUSH

PUSH источник

Поместить в стек

POP

POP приемник

Извлечь из стека

XCHG

XCHG приемник, источник

Обменять значения

XLAT

XLAT таблица

Загрузить в AL байт из таблицы

Команды ввода-вывода

IN

IN аккумулятор, порт

Читать из порта

OUT

OUT порт, аккумулятор

Записать в порт

Команды пересылки адреса

LEA

LEA регистр 16, память 16

Загрузить исполнительный адрес

LDS

LDS регистр 16, память32

Загрузить в DS:регистр16 полный адрес

LES

LES регистр 16, память32

Загрузить в ES:регистр16 полный адрес

Команды пересылки флагов

LAHF

LAHF

Загрузить флаги в АН

SAHF

SAHF

Установить флаги из АН

PUSHF

PUSHF

Поместить флаги в стек

POPF

POPF

Извлечь флаги из стека

Одна из наиболее часто используемых команд - МОV позволяет в защищенном режиме переслать байт или слово из регистра в регистр, из памяти в регистр или из регистра в память. Тип пересылаемых данных (байт или слово) определяется регистром, участвующим в пересылке. Ниже приводятся примеры использования команды:
mov ах,Table {Пересылка слова из памяти в АХ}
mov Table,ah {Пересылка байта из АН в память}
mov ds,ax {Пересылка в сегмент данных}
mov es:[bx],ax {Пересылка слова в память: базовая адресация с заменой сегмента}
mov ch,-17 {Переслать константу в регистр}
mov Table,$FF {Переслать константу в память}
С помощью MOV нельзя пересылать:
 - из памяти в память, например, вместо
mov Mem1,Mem2
следует использовать
mov ax,Mem2
mov Mem1,ax
 - константу или переменную в DS, например, нельзя
mov DS,Data_Seg
нужно:
mov ax,Data_Seg
mov ds,ax
 - один сегментный регистр в другой, например, нельзя
mov es, ds
но можно
mov ax,ds
mov es,ax
 - в регистр CS; значение этого регистра (сегмента кода) автоматически меняется при выполнении дальних команд CALL и JMP; кроме того, он загружается из стека при выполнении команды RETF (выход из дальней процедуры).
Для временного сохранения регистров и данных, а также для обмена значениями между регистрами широко используются стековые команды PUSH и POP. Каждая из них работает со словом, т.е. в стек нельзя поместить или извлечь из него одиночный байт. При выполнении PUSH вначале уменьшается на 2 содержимое указателя SP, а затем операнд помещается по адресу SS: SP. При извлечении из стека сначала читается память по адресу SS: SP, а затем SP увеличивается на 2. Таким образом, при заполнении указатель вершины стека SP смещается к младшим адресам, а при освобождении -к старшим. При работе со стеком следует помнить о специфике использования стековой памяти («последним пришел - первым ушел»), а также о том, что эта память интенсивно используется при вызове процедур, т.е. состояние стека к моменту выхода из процедуры должно быть строго согласовано с дальнейшей работой программы. Первое условие определяет порядок извлечения данных из стека - он должен быть обратным порядку, в котором эти данные помещались в стек. Второе условие фактически означает, что после выхода из процедуры указатель SP должен содержать то же смещение, что и к моменту входа в нее. Иными словами, процедура не должна «забыть» в стеке лишнее слово или взять из него больше нужного.
Команда загрузки адреса LEA загружает в регистр адрес (смещение) нужного участка памяти. Этого же можно достичь с помощью зарезервированного слова OFFSET, стоящего перед именем переменной. Например:
var
X: Word;
..........
asm
mov ax, OFFSET X {Загружаем смещение X в АХ}
lea ax,X {To же действие}
end ;
Разница состоит в том, что в случае команды LEA разрешается использовать индексную адресацию, что особенно удобно при пересылке массивов данных.
Две другие команды адресной загрузки - LDS и LES загружают первое 16-разрядное слово из источника в регистр-приемник, а затем следующее слово - в регистр DS или ES, т.е. они рассчитаны на загрузку полного адреса операнда (сегмента и смещения).
Арифметические команды

Мнемоника

Формат

Комментарий

Команды сложения

ADD

ADD приемник, источник

Сложить

ADC

ADC приемник, источник

Сложить, добавить перенос

ААА

ААА

Скорректировать сложение для таблицы ASCII

DAA

DAA

Скорректировать сложение для двоично-десятичных чисел

INC

INC приемник

Увеличить на единицу

Команды вычитания

SUB

SUB приемник, источник

Вычесть

SBB

SBB приемник, источник

Вычесть с заемом

AAS

AAS

Скорректировать вычитание для таблицы ASCII

DAS

DAS

Скорректировать вычитание для двоично-десятичных чисел

DEC

DEC приемник

Уменьшить на единицу

NEG

NEG приемник

Обратить знак

СМР

СМР приемник, источник

Сравнить

Команды умножения

MUL

MUL источник

Умножить без знака

IMUL

IMUL источник

Умножить со знаком

AАМ

ААМ

Скорректировать умножение для таблицы ASCII

Команды деления

DIV

DIV источник

Делить без знака

IDIV

IDIV источник

Делить со знаком

AAD

AAD

Скорректировать деление для таблицы ASCII

Команды расширения знака

CBW

CBW

Преобразовать байт в слово

CWD

CWD

Преобразовать слово в двойное слово

При использовании арифметических команд следует помнить о том, что МП может обрабатывать знаковые числа, числа без знака, а также двоично-десятичные числа. В беззнаковых числах для представления значения используются все биты. т.е. они эквивалентны типам Byte и Word, в то время как знаковые числа в старшем разряде хранят знак числа и эквивалентны типам Shortlnt и Integer. Двоично-десятичные числа используют по 4 бита для каждого десятичного разряда и могут быть упакованными или неупакованными. В первом случае один байт хранит 2 десятичные цифры (старшая - в старшем полубайте), во втором - только одну (старший полубайт не используется). Основные арифметические команды МП (ADD, SUB, MUL, DIV) не учитывают двоично-десятичную форму представления чисел, поэтому в архитектуру МП включены команды коррекции результата.
Битовые команды

Мнемоника

Формат

Комментарий

Логические команды

AND

AND приемник, источник

Выполнить AND

OR

OR приемник, источник

Выполнить OR

XOR

XOR приемник, источник

Выполнить XOR

NOT

NOT приемник

Выполнить NOT

TEST

TEST приемник, источник

Проверить

Сдвиговые команды

SAL/SHL

SAL приемник, счетчик

Сдвинуть влево

SAR/SHR

SAR приемник, счетчик

Сдвинуть вправо

ROL

ROL приемник, счетчик

Сдвинуть влево циклически .

ROR

ROR приемник, счетчик

Сдвинуть вправо циклически

RCL

RCL приемник, счетчик

Сдвинуть влево с переносом

RCR

RCR приемник, счетчик

Сдвинуть вправо с переносом

Битовые команды используются при исчислении логических выражений, а также в тех случаях, когда необходимо изменить отдельные разряды операнда. Логические команды AND, OR, XOR и NOT эквивалентны соответствующим операциям Турбо Паскаля в случае, когда операндами являются целочисленные выражения. Команда TEST выполняет целочисленную операцию поразрядного суммирования AND, но не изменяет значения операндов, а лишь устанавливает флаги в соответствии со значением результата сравнения: обнуляет CF и OF, изменяет PF, ZF, SF и не меняетAF (флаг ZF установится в 1 в том случае, когда оба операнда содержат по единице хотя бы в одном соответствующем разряде). Команды сдвига SHL/SHR эквивалентны одноименным операциям Турбо Паскаля и отличаются от команд циклического сдвига ROLIROR тем, что вытесненные в ходе их выполнения значащие разряды теряются, в то время как при циклическом сдвиге эти разряды появляются «с другой стороны». Например, если выполнить фрагмент
mov al,1 {Загружаем в AL единицу}
shr al,1 {Сдвигаем вправо ,на 1 разряд}
регистр AL будет содержать 0 (вытесненная вправо единица будет помещена в CF), в то время как после замены команды SHR на ROR в нем будет значение $80=128 (вытесненная единица будет помещена в старший бит регистра).
Заметим, что счетчиком в командах сдвига может быть цифра 1 или количество сдвигов, указываемое в регистре CL.
Команды передачи управления

Мнемоника

Формат

Комментарий

Безусловные переходы

CALL

CALL имя

Войти в процедуру

RET

RET [количество параметров]

Вернуться из процедуры

JUMP

JUMP имя

Перейти

Условные переходы

JA/JNBE

JA близкая_метка

Перейти, если выше (после сравнения

беззнаковых операндов)

JAE/JNB

JAE близкая_метка

Перейти, если выше или равно

JB/JBAE/JC

JB близкая_метка

Перейти, если ниже

JBE/JNA

JBE близкая_метка

Перейти, если ниже или равно

JCXZ

JCXZ близкая_метка

Перейти, если СХ=0

JE/JZ

JE близкая_метка

Перейти, если равно

JG/JNLE

JG близкая_метка

Перейти, если больше (после сравнения

знаковых операндов)

JGE/JNL

LGE близкая_метка

Перейти, если больше или равно

JL/JNGE

JL близкая_метка

Перейти, если меньше

JLE/JNG

JLE близкая_метка

Перейти, если меньше или равно

JNC

JNC близкая_метка

Перейти, если нет переноса

JNE/JNZ

JNE близкая_метка

Перейти, если не равно

JNO

JNO близкая_метка

Перейти, если нет переполнения

JNP/ JPO

JNP близкая_метка

Перейти, если нечетный

JO

JO близкая_метка

Перейти, если перенос

JP/JPE

JP близкая_метка

Перейти, если четный

JS

JS близкая_метка

Перейти, если отрицательный

Команды управления циклами

LOOP

LOOP близкая_метка

Повторить цикл

LOOPE/LOOPZ

LOOPE близкая_метка

Повторять, пока равны

LOOPNE/LOOPNZ

LOOPNE близкая_метка

Повторять, пока не равны

Команды безусловных переходов CALL, RET, JMP могут использовать дальнюю или ближнюю модель памяти, в то время как команды условных переходов - только малую (в пределах -128...+127 байтов). При дальней модели памяти (устанавливается опцией Options/Compiler/Force far calls среды Турбо Паскаля или директивой компилятора {F+}) осуществляется как внутрисегментная, так и межсегментная передача управления, при ближней - только внутрисегментная.
Инструкция CALL работает следующим образом. Вначале адрес следующей за CALL инструкции (адрес возврата) помещается в стек, затем в регистр IP (или в пару CS:IP) помещается адрес точки входа в процедуру, таким образом сразу за командой CALL будет исполняться уже первая команда процедуры. Оба адреса (точки входа и возврата) будут 16-битовыми смещениями для внутрисегментного вызова или 32-битовыми полными адресами - для межсегментного. Все процедуры (функции) Паскаля, оттранслированные в режиме {F+} или содержащие зарезервированное слово FAR в заголовке, должны вызываться как дальние. Для этого за инструкцией CALL следует указать модель памяти:
Procedure MyProc; Far;
.......
asm
call FAR MyProc {Вызов дальней процедуры}
.......
end;
Таким же способом должны вызываться все библиотечные подпрограммы (т.е. объявленные в интерфейсных частях модулей). При дальнем вызове в стек сначала заталкивается содержимое сегмента кода CS, а уже затем - смещение возврата.
При выходе из дальней процедуры команда RET извлекает из стека оба 16-разрядных слова и помещает первое в IP, а второе в CS, а при выходе из ближней извлекает из стека только смещение и помещает его в IP.
Команды условных переходов способны передавать управление на метку, расположенную в пределах ближайших плюс-минус 128 байт от самой команды. Если нужно передать управление на метку, расположенную дальше в том же сегменте, или на метку в другом сегменте, сразу за командой условной передачи располагают безусловную команду JMP или CAL, например:
стр ах,0 {Проверяем АХ}
jne@NotZero {AX=0 ?}
jmp IsZero {Да - переходим на дальнюю метку}
....... {Нет - продолжаем работу}
.......
В таблице термин «выше/ниже» используется применительно к сравнению беззнаковых операндов, а «больше/меньше» - знаковых.
Поскольку условные переходы реализуют ветвление программы на основе проверки флагов, обычно непосредственно перед ними располагаются команды, изменяющие эти флаги, чаще всего - команда сравнения СМР. Ниже показаны комбинации СМР - условный_переход для различных соотношений приемника и источника (первого и второго операнда) команды СМР:

Условие

Для беззнаковых чисел

Для чисел со знаками

Приемник больше источника

JA

JG

Приемник и источник равны

JE

JE

Приемник меньше источника

JB

JL

Приемник не меньше источника

JAE

JGE

Приемник не больше источника

JBE

JLE

Приемник и источник не равны

JNE

JNE

Например:
сmр ах,5 {АХ>5 ?}
ja @AboveS {Да, больше - переходим}
стр bх,- 3 {ВХ<=-3 ?}
jle @LessM3 {Да, меньше или равен}
Команды LOOP/LOOPE/LOOPNE служат для организации циклов. Все они используют содержимое регистра СХ как счетчик числа повторений. Команда LOOP уменьшает СХ на единицу и передает управление на метку начала цикла, если содержимое этого регистра отлично от нуля. Команды LOOPE/LOOPNE также уменьшают счетчик СХ, но передают управление в начало цикла при совместном условии установки (или сброса) флага ZF и неравенства нулю счетчика СХ.
Вот как, например, можно отыскать нулевой байт в массиве АОВ:
var
АОВ: array [1..1000] of Byte;
.......
asm
mov ex, It)00 {Инициируем счетчик СХ}
lea bx,AOB {Помещаем адрес АОВ в ВХ}
dec bx {Готовим цикл}
{Здесь начало цикла проверки}
@@Test: inc bx {Адрес очередного байта}
cmp BYTE PTR [bx],0 {Проверяем байт}
loopne ©Test {Замыкаем цикл}
jnz ©NotZero {Если не найден нулевой байт}
....... {Нашли нулевой байт}
end;
Строковые команды

Мнемоника

Формат

Комментарий

Пересылка строк

MOVSB

MOVSB

Пересылать байты

MOVSW

MOVSW

Пересылать слова

Сравнение строк

CMPSB

CMPSB

Сравнивать байты

CMPSW

CMPSW

Сравнивать слова

Сканирование

SCASB

SCASB

Искать байт

SCASW

SCASW

Искать слово

Загрузка и сохранение

LODSB

LODSB

Загружать байты

LODSW

LODSW

Загружать слова

STOSB

STOSB

Сохранять байты

STOSW

STOSW

Сохранять слова

Строковые команды рассчитаны на обработку строк. Замечу, что термин «строка» здесь отнюдь не эквивалентен аналогичному термину Турбо Паскаля и означает произвольную цепочку байт или слов длиной до 64 Кбайт. Эти команды оперируют пятью примитивами, каждый из которых обрабатывает лишь один байт или одно слово за раз. Перед примитивом обычно указывается префикс повторения REP/REPE/REPNE, заставляющий выполняться примитив до тех пор, пока не обнулится счетчик повторений СХ или не будет нарушено соответствующее условие.
При использовании строковых команд важно помнить два обстоятельства. Во-первых, эти команды всегда берут адрес строки-источника из пары DS:SI, а строки-приемника - из пары ES:DI. Таким образом, перед исполнением строковой команды необходимо инициировать сегментные регистры нужным образом. Во-вторых, строковые команды используют индексную адресацию с автоматическим изменением смещения в SI/DI после однократного исполнения примитива. Содержимое этих регистров изменяется на 1 при обработке байтов и на 2 при обработке слов, причем наращивается, если флаг направления DF сброшен, и уменьшается, если он равен 1.
Вот как можно осуществить пересылку массива А в массив В:
var
А,В: array [1..250] of Integer;
.......
asm
lea si, A {Смещение А - в SI (источник)'}
push ds pop es {Инициируем ES := DS}
lea di,B {Смещение В - в DI (приемник)}
mov ex,250 {Счетчик- переноса}
сld {Направление переноса - наращивать}
rep movsw {Переносим 500 байт}
end;
В программе на Турбо Паскале регистр DS всегда содержит сегмент данных, поэтому инициировать его необязательно. Что касается регистра дополнительного сегмента ES, такого правила нет, и хотя в большинстве случаев он также ссылается на сегмент данных, рекомендуется проводить его инициацию перед использованием строковой команды (см. выше команды push ds, popes).
Команды прерываний

Мнемоника

Формат

Комментарий

INT

INT номер

Выполнить прерывание

INTO

INTO

Выполнить прерывание по переполнению

IRET

IRET

Вернуться из прерывания

Выполнение прерываний во многом напоминает косвенный вызов дальней процедуры. По команде INT (INTO) в стек помещается регистр флагов, сегмент CS и указатель IP, а новые значения этих регистров берутся из 4-байтного вектора прерывания, соответствующего номеру прерывания в команде INT, или из вектора 4 -для команды INTO. Таким образом, единственным отличием от команды CALL является то, что в стек предварительно заносится регистр флагов. Следует, правда, оговориться: перед передачей управления программе обработки прерывания микропроцессор сбрасывает флаги трассировки TF и прерываний IF; сброс TF необходим для обеспечения нормальной работы отладчиков, использующих прерывание по вектору 1 или 4, сброс IF блокирует вмешательство других процессов в ход обработки прерывания.
Команда INTO представляет собой условное прерывание и выполняется, если в этот момент взведен флаг переполнения OF. Команда IRET реализует правильный выход из программы обработки прерывания: она считывает из стека 3 двухбайтные слова и помещает их в регистры IP, CS и регистр флагов.
Команды управления

Мнемоника

Формат

Комментарий

Управление флагами

STC

STC

Установить перенос

CLC

CLC

Очистить перенос

CMC

CMC

Инвертировать CF

STD

STD

Установить направление

CLD

CLD

Очистить направление

STI

STI

Разрешить прерывания

CLI

CLI

Запретить прерывания

Внешняя синхронизация

HLT

HLT

Остановить вычисления

WAIT

WAIT

Ждать активности на шине

ESC

ESC код, источник

Передать команду

LOCK

LOCK

Захватить шину

Пустая команда

NOP

NOP

Нет операции

Команды внешней синхронизации работают следующим образом.
HALТ переводит МП в состояние останова, из которого его можно вывести только при перезагрузке системы или при наступлении немаскируемого прерывания.
WAIT заставляет МП выполнять холостой режим работы и каждые 5 тактов проверять уровень сигнала на входной шине: пока на этой шине нет сигнала активности, процессор выполняет WAIT, но как только шина активизируется, он продолжит исполнение программы. Эта инструкция обычно используется для ожидания сигнала обслуживания (прерывания) высокоприоритетного устройства типа контроллера прямого доступа к памяти.
Команда ESC используется для передачи указанного в ней операнда на шину данных. Тем самым обеспечивается возможность передачи команд другим процессорам. Эта команда чаще всего используется для управления работой арифметического сопроцессора. В этом случае код представляет собой код команды сопроцессора, а источник - используемый в этой команде операнд.
Команда LOCK фактически представляет собой однобайтовый префикс, который можно использовать совместно с любой другой командой микропроцессора. По этой команде МП активизирует одноименный сигнал на своей шине, что исключает возможность использования этой шины любым другим внешним устройством (процессором).