Главная arrow Язык программирования C# arrow C# Полное руководство Герберт Шилдт arrow Статические классы C# Полное руководство Герберт Шилдт

Статические классы C# Полное руководство Герберт Шилдт

Начиная с версии C# 2.0, появилась возможность объявлять класс типа static. Статический класс обладает двумя основными свойствами. Во-первых, объекты статического класса создавать нельзя. И во-вторых, статический класс должен содержать только статические члены. Статический класс создается по приведенной ниже форме объявления класса, видоизмененной ключевым словом static.
   static class имя_класса { // ...
В таком классе все члены должны быть объявлены как static. Ведь если класс становится статическим, то это совсем не означает, что статическими становятся и все его члены.
Статические классы применяются главным образом в двух случаях. Во-первых, статический класс требуется при создании метода расширения — нового средства, внедренного в версии C# 3.0. Методы расширения связаны в основном с языком LINQ и поэтому подробнее рассматриваются в главе 19. И во-вторых, статический класс служит для хранения совокупности связанных друг с другом статических методов. Именно это его применение и рассматривается ниже.
В приведенном ниже примере программы класс NumericFn типа static служит для хранения ряда статических методов, оперирующих числовым значением. А поскольку все члены класса NumericFn объявлены как static, то этот класс также объявлен как static, чтобы исключить получение экземпляров его объектов. Таким образом, класс NumericFn выполняет организационную роль, предоставляя удобные средства для группирования логически связанных методов.

// Продемонстрировать применение статического класса.

using System;

static class NumericFn {
   // Возвратить обратное числовое значение.
   static public double Reciprocal(double num) {
      return 1/num;
   }

   // Возвратить дробную часть числового значения.
   static public double FracPart(double num) {
      return num - (int) num;
   }

   // Возвратить логическое значение true, если числовое
   // значение переменной num окажется четным,
   static public bool IsEven(double num) {
      return (num % 2) == 0 ? true : false;
   }

   // Возвратить логическое значение true, если числовое
   // значение переменной num окажется нечетным.
   static public bool IsOdd(double num) {
      return ! IsEven(num);
   }
}

class StaticClassDemo {
   static void Main() {
      Console.WriteLine("Обратная величина числа 5 равна " +
                    NumericFn.Reciprocal (5.0));
      Console.WriteLine("Дробная часть числа 4.234 равна " +
                   NumericFn.FracPart(4.234));

      if(NumericFn.IsEven(10))
         Console.WriteLine("10 — четное число.");

      if(NumericFn.IsOdd(5))
         Console.WriteLine("5 — нечетное число.");

      // Далее следует попытка создать экземпляр
      // объекта класса NumericFn, что может стать
      // причиной появления ошибки.
      // NumericFn ob = new NumericFn(); // Ошибка!
   }
}


Вот к какому результату приводит выполнение этой программы:
   Обратная величина числа 5 равна 0.2
   Дробная часть числа 4.234 равна 0.234
   10 - четное число.
   5 - нечетное число.

Обратите внимание на то, что последняя строка приведенной выше программы закомментирована. Класс NumericFn является статическим, и поэтому любая попытка создать объект этого класса может привести к ошибке во время компиляции. Ошибкой будет также считаться попытка сделать нестатическим член класса NumericFn.
И последнее замечание: несмотря на то, что для статического класса не допускается наличие конструктора экземпляра, у него может быть статический конструктор.