Главная arrow Язык программирования C# arrow C# Полное руководство Герберт Шилдт arrow Добавление метода в класс Building C# Полное руководство Герберт Шилдт

Добавление метода в класс Building C# Полное руководство Герберт Шилдт

Как пояснялось выше, методы класса, как правило, манипулируют данными класса и предоставляют доступ к ним. С учетом этого напомним, что в приведенных выше примерах в методе Main () вычислялась площадь на одного человека путем деления общей площади здания на количество жильцов. И хотя такой способ формально считается правильным, на самом деле он оказывается далеко не самым лучшим для организации подобного вычисления. Площадь на одного человека лучше всего вычислять в самом классе Building, просто потому, что так легче понять сам характер вычисления. Ведь площадь на одного человека зависйт от значений в полях Area и Occupants, инкапсулированных в классе Building. Следовательно, данное вычисление может быть вполне произведено в самом классе Building. Кроме того, вводя вычисление площади на одного человека в класс Building, мы тем самым избавляем все программы, пользующиеся классом Building, от необходимости выполнять это вычисление самостоятельно. Благодаря этому исключается ненужное дублирование кода. И наконец, добавление в класс Building метода, вычисляющего площадь на одного человека, способствует улучшению его объектно-ориентированной структуры, поскольку величины, непосредственно связанные со зданием, инкапсулируются в классе Building.
Для того чтобы добавить метод в класс Building, достаточно указать его в области объявлений в данном классе. В качестве примера ниже приведен переработанный вариант класса Building, содержащий метод AreaPerPerson (), который выводит площадь, рассчитанную на одного человека в конкретном здании.

// Добавить метод в класс Building.

using System;

class Building {
   public int Floors; // количество этажей
   public int Area; // общая площадь здания
   public int Occupants; // количество жильцов

   // Вывести площадь на одного человека,
   public void AreaPerPerson () {
      Console .WriteLine ( " " + Area / Occupants +
                             " приходится на одного человека ");
   }
}

// Использовать метод AreaPerPerson ().
class BuildingDemo {
   static void Main() {
      Building house = new Building();
      Building office = new BuildingO;

      // Присвоить значения полям в объекте house.
      house.Occupants = 4;
      house.Area = 2500;
      house.Floors = 2;

      // Присвоить значения полям в объекте office.
      office.Occupants = 25;
      office.Area = 4200;
      office.Floors = 3;

      Console.WriteLine("Дом имеет:\n " +
                                house.Floors + " этажа\n " +
                house.Occupants + " жильца\n " +
                house.Area +
                                " кв. футов общей площади, из них");
      house.AreaPerPerson();

      Console.WriteLine ();

      Console.WriteLine("Учреждение имеет:\n " +
                               office. Floors + " этажа\n " + office.Occupants + " работников\n " +
                   office.Area +
                               " кв. футов общей площади, из них ");
         office.AreaPerPerson();
   }
}


Эта программа дает такой же результат, как и прежде:
Дом имеет:
   2 этажа
   4 жильца
   2500 кв. футов общей площади, из них
   625 приходится на одного человека
Учреждение имеет:
   3 этажа
   25 работников
   4200 кв. футов общей площади, из них
   168 приходится на одного человека

Рассмотрим основные элементы этой программы, начиная с метода AreaPerPerson (). Первая его строка выглядит следующим образом:
   public void AreaPerPerson () {
В этой строке объявляется метод, именуемый AreaPerPerson и не имеющий параметров. Для него указывается тип public, а это означает, что
его можно вызывать из любой другой части программы. Метод AreaPerPerson () возвращает пустое значение типа void, т.е. он практически ничего не возвращает вызывающей части программы. Анализируемая строка завершается фигурной скобкой, открывающей тело данного метода.
Тело метода AreaPerPerson () состоит всего лишь из одного оператора.
   Console .WriteLine ( " " + Area / Occupants +
                                  " приходится на одного человека ");

Этот оператор осуществляет вывод величины площади на одного человека, которая получается путем деления общей площади здания (переменной Area) на количество жильцов (переменную Occupants). А поскольку у каждого объекта типа Building имеется своя копия переменных Area и Occupants, то при вызове метода AreaPerPerson () в вычислении используются копии этих переменных, принадлежащие вызывающему объекту.
Метод AreaPerPerson () завершается закрывающейся фигурной скобкой. Когда встречается эта скобка, управление программой передается обратно вызывающему объекту.
Далее проанализируем внимательно следующую строку кода из метода Main ():
   house.AreaPerPerson();
В этой строке вызывается метод AreaPerPerson () для объекта house. Это означает, что метод AreaPerPerson () вызывается относительно объекта, на который ссылается переменная house, и для этой цели служит оператор-точка. Когда метод AreaPerPerson () вызывается, ему передается управление программой. А по его завершении управление передается обратно вызывающей части программы, выполнение которой возобновляется со строки кода, следующей после вызова данного метода.
В данном случае в результате вызова house. AreaPerPerson () выводится площадь на одного человека в здании, определенном в объекте house. Аналогично, в результате вызова office.AreaPerPerson () выводится площадь на одного человека в здании, определенном в объекте office. Таким образом, при каждом вызове метода AreaPerPerson () выводится площадь на одного человека для указанного объекта.
В методе AreaPerPerson () особое внимание обращает на себя следующее: обращение к переменным экземпляра Area и Occupants осуществляется непосредственно, т.е. без помощи оператора-точки. Если в методе используется переменная экземпляра, определенная в его классе, то делается это непосредственно, без указания явной ссылки на объект и без помощи оператора-точки. Понять это нетрудно, если хорошенько подумать. Ведь метод всегда вызывается относительно некоторого объекта его класса. Как только вызов произойдет, объект становится известным. Поэтому объект не нужно указывать в методе еще раз. В данном случае это означает, что переменные экземпляра Area и Occupants в методе AreaPerPerson () неявно ссылаются на копии этих же переменных в том объекте, который вызывает метод AreaPerPerson ().
На заметку! Попутно следует заметить, что значение переменной Occupants в методе AreaPerPerson () не должно быть равно нулю (это касается всех примеров, приведенных в данной главе). Если бы значение переменной Occupants оказалось равным нулю, то произошла бы ошибка из-за деления на нуль. В главе 13, где рассматриваются исключительные ситуации, будет показано, каким образом в C# отслеживаются и обрабатываются ошибки, которые могут возникнуть во время выполнения программы.