Главная arrow Термины arrow Сетевые технологии arrow ПОРТАЛ [portal — от лат. porta — ворота]

ПОРТАЛ [portal — от лат. porta — ворота]

Портал - это, Что такое портал, Определение термина портал, Общедоступныеили горизонтальные порталы, Вертикальные порталы, Корпоративные порталы

1. Общепринятое значение: главный вход большого архитектурного сооружения.
2. Сервер, предоставляющий прямой доступ пользователям к некоторому множеству серверов, включая установленные на них информационные ресурсы, а также Web-приложения, которые реализуют Web-сервисы, соответствующие назначению портала. Доступные через портал серверы могут относиться к определенной системе (например —корпоративной) или различным системам и быть специально подобраны по видовому, тематическому или другим признакам, документов и данных, содержащихся на их сайтах. Применительно к порталам такого вида используется термин Web-портал или Веб-портал [Web-portal].
3. Исходная точка выполнения тематического поиска в распределенной сети.
В последние годы практически все наиболее крупные производители программных продуктов участвуют в разработке средств создания порталов третьего поколения.
Важнейшими свойствами порталов считаются: обеспечение прямого доступа ко всем данным, безопасность доступа к данным, наличие средств поиска информации, обеспечение единого доступа ко всем приложениям, интеграция приложений, расширяемость, публикация документов и данных, поддержка документооборота, персонализация доступа, обеспечение групповой работы пользователей, наличие каталогизации документов, управление группами пользователей.
Некоторые виды порталов и их классификации
 - Общедоступныеили горизонтальные порталы [public portals, horizontal portals] (иногда их называют мегапорталами) — ориентированы на широкую аудиторию; по характеру деятельности пересекаются со средствами массовой информации (примерами могут служить Yahoo, Rambler и др.);
 - вертикальные порталы [vertical portals] — предназначены для обслуживания пользователей разных секторов рынка и поставщиков разных категорий товаров и услуг, например, порталы типа В2В (Business-to-Business), которые обеспечивают реализацию различных совместных бизнес-операций своих клиентов, включая выбор поставщиков продукции, реализацию закупок товаров, проведение аукционов и т.д. Порталы типа В2С (Business-to-Consumer) обеспечивают услуги туристических и других видов агенств;
 - корпоративные порталы (В2Е) [corporative portals], предоставляющие сотрудникам, клиентам и партнерам корпораций возможность персонифицированного доступа к корпоративным информационным ресурсам, сервисам и приложениям для решения служебных и деловых задач круглосуточно и независимо от места нахождения пользователей.
Более детальные виды классификации корпоративных порталов различают:
1) порталы, предоставляющие результаты анализа деловой информации [Business Intelligence Portals];
2) внутрикорпоративные Интранет-порталы [Business Area Portals];
3) порталы для организации групповой работы [Enterprise Collaborative Portals];
4) порталы для управления знаниями (Enterprise Knowledge Portals);
5) "ролевые" порталы [Role Portals], поддерживающие три бизнес-модели:
В2Е, В2С и В2В.
Существуют и другие виды порталов, предоставляющие пользователям Интернета специализированные виды услуг (например, услуги по телефонным линиям связи, электронной почте и т.д.).