БИЛЛИНГ [billing]

Биллинг - это, Что такое биллинг, Определение термина биллинг

По отношению к Интернет/Интранет: администрирование сетью, осуществляемое провайдерами сетей; управление проведением безналичных расчетов и выполнение автоматизированного контроля за поступлением оплаты предоставляемых информационных и других видов услуг, а также продаж продукции. Средствами реализации функций биллинга стали биллинговые системы [billing systems], многочисленные варианты построения которых стали активно развиваться начиная с 1990-х гг.
Функции биллинговых систем:
1. Автоматизация процессов сбора и хранения информации, необходимой для контроля "внутреннего" трафика и управления предоставляемыми услугами (в том числе включение/отключение, частичное отключение доступа в Интернет и/или определенным видам услуг конкретным юридическим и физическим лицам), в том числе:
 - авторизация пользователей,
 - сбор и хранение данных о сессиях пользователей,
 - учет объема и номенклатуры предоставленных услуг,
 - расчет стоимости услуг и формирование счетов для оплаты с учетом действующих тарифов,
 - ведение лицевых счетов клиентов и взимание начисленной платы,
 - контроль за оплатой оказанных услуг и автоматическое отключение клиента в случае отсутствия денег на лицевом счете,
 - формирование статистической отчетности и аналитической информации по оказанным услугам, произведенной по ним оплате и состоянию лицевых счетов клиентов;
2. Информационно-справочное обслуживание пользователей;
3. Автоматизация процессов управления и расчетов в сотовой и IР-телефонии, включая:
 - учет в реальном времени для обеспечения работы на предоплате,
 - постоянную месячную плату,
 - учет времени соединения с учетом времени суток, дня недели, типа порта, точки входа,
 - учет объема принятой и переданной информации (возможна сложная логика учета с применением разных порогов и ограничений),
 - учет зависимости доступа и тарифов от вызываемого или вызывающего телефона,
 - учет скорости, на которой происходило соединение,
 - учет локального (VPDN) и глобального IР-роуминга,
 - контроль длительности соединений VoIP с учетом времени суток и возможность более сложной логики в зависимости от объемов и правил округления,
 - расчет ежемесячной платы в зависимости от скорости порта,
 - учет стоимости трафика в зависимости от времени суток, полосы пропускания, объемов трафика (возможны интервалы с различными тарифами, тарифы за превышение; в качестве единиц измерения могут быть использованы: байты, проценты, абстрактные единицы —units) и др.;
4. Автоматизированная поддержка основных направлений финансово-хозяйственной деятельности организации или группы организаций ("Корпоративный биллинг");
5. Управление взаимоотношениями поставщиков услуг с клиентами и анализ результатов этих отношений при проведении маркетинговой деятельности (биллингово-аналитические системы);
6. Автоматизация начислений и учета платежей за энергоресурсы и коммунальные услуги с частными и юридическими лицами, а также автоматизации контроля платежей и расчетов с поставщиками указанных энергоресурсов и услуг.