ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ [sound files, audio files]

Звуковые файлы - это, Что такое звуковые файлы, Определение термина звуковые файлы, Выборка звукового сигнала, Разрядность дискретизации, Частота дискретизации, Файлы с нотной записью, FM-синтез, WavetabIе-синтез, Dolby Stereo, Dolby Surround Sound, Dolby Surround Pro Logic, Dolby Digital, Dolby Digital АСЗ, Dolby Surround АСЗ, Digital Theater System, Dolby Pro Logic II, Dolby Pro Logic Iix, Dolby Digital EX, Dolby Digital Surround EX, DIS-ES, Advanced Audio Coding, FLAC, Monkey’s Audio, OGG, Real Audio, SPDIF, ТТА, WavPack, Windows Media Audio

Файлы, содержащие цифровую запись аудиоданных (голоса, музыкальных произведений или их фрагментов и других звуков любой природы). Существуют два основных типа звуковых файлов: с оцифрованным звуком и нотной записью. Звуковые файлы представляют собой неотъемлемую составную часть мультимедиа.
Файлы с оцифрованным звуком [digitized sound files] —звуковые файлы, в которых исходная непрерывная ("аналоговая") форма сигнала записана в виде последовательности коротких дискретных значений амплитуд звукового сигнала, измеренных ("выбранный) через одинаковые промежутки времени и имеющих между собой весьма малый интервал. Процесс замены непрерывного сигнала последовательностью его значений называют дискретизацией [sampling], а такую форму записи — импульсно-кодовой [pulse code]. Аппаратная реализация обработки оцифрованного звука состоит в том, что АЦП преобразует аналоговый сигнал в множество цифровых замеров, а при воспроизведении ЦАП осуществляет обратный процесс — преобразование цифрового сигнала в аналоговый. Файлы с оцифрованным звуком бывают двух видов: с заголовком и без заголовка.
Основные понятия, термины и другие данные, связанные с оцифровкой звука
 - Выборка, отсчет (звукового сигнала) [sample] — дискретное ("мгновенное") значение, соответствующее минимальному фрагменту исходного звукового сигнала, который подается на вход аналого-цифрового преобразователя (АЦП) при записи звука или получается с использованием цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) при его воспроизведении. Выборка характеризует амплитуду звукового сигнала и обычно представляет собой целое число (8 или 16 бит). Может производиться по одному каналу (моно), двум (стерео) или большему числу каналов. Процесс разделения сигнала на выборки называется квантованием [quantizing].
 - Разрядность дискретизации [Sample size] —величина, определяющая количество бит на один канал. Разрядность дискретизации определяет точность замера и качество записи звука. В частности, она влияет на величину отношения сигнала к шуму (signal-to-noise-ratio). Чем выше разрядность дискретизации, тем выше качество записи и воспроизведения звука. Однако при увеличении ее значения существенно растет и объем записи.
 - Частота дискретизации [sampling rate] —величина, которая определяет, сколько раз в секунду производится считывание выборок из аналогового сигнала. При цифровой записи звуков частота дискретизации измеряется в герцах и килогерцах. Чем выше частота дискретизации, тем выше качество звука. Однако соответственно увеличивается и объем записи. Для определения оптимальной частоты и разрядности необходимо найти компромисс между звуковым качеством и размером данных. О принципе подхода к выбору частоты дискретизации.
В соответствии с Теоремой Котельникова, в сигнале, измеряемом с частотой дискретизации, не должны содержаться гармонические компоненты с частотами выше fj2, иначе цифровое представление сигнала не будет адекватно аналоговому. Частоту fH = fj2 называют Частотой Найквиста. Это предельная частота, выше которой во входном сигнале не должно быть спектральных компонентов. Если в аналоговом сигнале присутствуют частоты выше fH, возникает эффект наложения спектров [aliasing]. Поэтому полосу частот входных сигналов необходимо ограничить фильтром низких частот (ФНЧ), который в этом случае называется anti-aliasing фильтром. На практике максимально допустимая частота сигнала определяется частотой подавления ФНЧ (граничная частота, с которой начинается полоса подавления). Поскольку амплитудная характеристика фильтра за частотой среза спадает до нуля не перпендикулярно, а с некоторым наклоном, fR и частота среза должны разниться более чем вдвое.
Некоторые форматы звуковых файлов поддерживают произвольную частоту дискретизации (например, VOC-файлы в диапазоне от 5000 до 44100 Гц); другие —только определенные частоты дискретизации (WAV-файлы могут быть оцифрованы с частотами 11025, 22050, 44100 Гц). Поэтому конвертирование (преобразование) файла одного формата в другой не всегда возможно. Наиболее гибкое средство преобразования звуковых файлов различных форматов — программа SOX ("Sound Exchange"), которая допускает кроме конвертирования введение в звук различных эффектов (добавление эха, фильтрацию, изменение частоты дискретизации и др.).
Файлы с заголовком [files with heading] —один из двух видов файлов с оцифрованным звуком. В заголовке указываются параметры, которые характеризуют оцифрованный звук, включая: частоту дискретизации; количество битов на отсчет (8 или 16); количество каналов —моно (1) или стерео (2); ASCII-символы, описывающие тип файла; длину записанных данных в байтах; номер версии формата; метод компрессии; величину смещения блока данных относительно начала файла и др.
Таблица 5.1 Наиболее часто встречающиеся частоты дискретизации

Значение f, Гц

Область применения и/или принцип выбора значения

5500

1/4 частоты дискретизации ПК Macintosh

7 333

1/3 частоты дискретизации ПК Macintosh

8 000

Используется для ИКМ-канала телефонного сигнала с А-, мю-закона- ми компандирования (Рекомендации G.711 и G.712 МККТТ). Рабочие станции NeXT используют частоту дискретизации 8012,82 Гц

11025

1/2 частоты дискретизации ПК Macintosh, 1/4 частоты дискретизации компакт-диска (CD)

16 000

Используется при сжатии в соответствии с Рекомендацией МККТТ

G.722

18900

Стандарт CD-ROM/XA

22 050

1/2 частоты дискретизации компакт-диска, частота дискретизации Macintosh (последняя в действительности 22254,54 Гц)

31250

Цифровая запись звука в видеомагнитофонах системы Video-8 (PAL)

31 500

Цифровая запись звука в видеомагнитофонах системы Video-8

(NTSC)

32 000

Цифровое радиовещание, цифровые магнитофоны [DAT, Digital Au­dio Таре]

34629

Звуковой канал телевидения

37 800

Стандарт CD-ROM/ХА (высокое качество)

44056

ИКМ-приставка к видеомагнитофону [NTSC] для записи звука

44100

Частота дискретизации компакт-диска, цифровые магнитофоны (DAT), ИКМ-приставка к видеомагнитофону (PAL/SECAM) для записи звука

48 000

Цифровые магнитофоны (DAT)

Некоторые звуковые редакторы (GoldWave, Cool Ed it) позволяют импортировать файлы с оцифрованным звуком без заголовка. При этом запрашиваются: частота дискретизации, количество битов на отсчет, количество каналов. Затем информацию можно экспортировать (сохранить) в файле с заголовком (.wav, .voc). Заголовок.voc можно дополнить и утилитой VOCHDR, а полученный файл конвертировать B.wav утилитой VOC2WAV (VOCHDR и VOC2WAV входят в поставку Sound Blaster 16).
Файлы с нотной записью [song file, music file] —звуковые файлы, которые содержат последовательность команд, сообщающих какую ноту и каким инструментом и как долго нужно воспроизводить в тот или иной момент времени. Формат может предусматривать одновременную игру нескольких музыкальных инструментов, в этом случае говорят о соответствующем количестве голосов. Например, плата Sound Blaster 16 поддерживает 20-голосный синтез.
При воспроизведении файлов с нотной записью могут использоваться следующие виды синтеза звука:
 - FM-синтез [FM-synthesis] — синтез с использованием частотной модуляции, при которой формируется частота звучания соответствующей ноты. Данный метод позволяет успешно имитировать реальные музыкальные инструменты (пианино, гитару и т. п.);
Таблица 5.2 Перечень и области применения наиболее распространенных форматов звуковых файлов с заголовком

Расширение

Краткие сведения о форматах

.aiff, .aif

AIF, AIFF [Audio Interchange File Format] -данный формат распро­странен в системах Apple Macintosh и Silicon Graphics; заключает в себе сочетание MOD и WAV.

AIFC, AIFF-C [Audio Interchange File Format - Compressed] - тот же

AIFF, только с заданными параметрами сжатия (компрессии); использу­ются в ПК фирмы Apple

.au, .snd

AU - звуковой формат предназначен для работы со звуком в рабочих системах SUN, NeXT, DEC, Linux и FreeBSD; обеспечивает экономию памяти, благодаря чему нашел широкое распространение в Интернете. Структура файла намного проще, чем в wav, но там указан метод кодирования данных. Наиболее часто используются параметры -Law 8 кГц -моно, но есть и 16-битные стерео-файлы с частотами 22050 и 44100 Гц.

SND бывает двух видов: один - тот же AU для SUN и NeXT; другой - 8-битный моно-файл для PC и ПК фирмы Apple с различной частотой дискретизации

.avr

Предложен фиpмoй Audio Visual Research (заголовок 128 байтов).

.hcom

ПК фирмы Apple

.iff

IFF [Interchange File Format] - формат, который имеет сходство с RIFF [Resource Interchange File Format], являющимся универсальным для записи любых структурированных данных. Основное отличие заключа­ется в поддержке им так называемой программно-сэмплерной эмуля­ции музыкальных инструментов. Звук в файле делится на две части: то, что должно звучать вначале, и элемент того, что идет за началом. В ре­зультате вторая часть звукового фрагмента повторяется за начальной столько раз, сколько нужно пользователю и нота может звучать сколь угодно долго. Используется в системах типа IFF/8SVX на компьютерах фирмы Amiga

.mp3

MP3- формат, в котором использованы параметры сжатия, имеющие сходство с форматом jpeg для изображений. Коэффициент сжатия со­ставляет 10-12, однако специалистами он считается достаточно слож­ным ("навороченным") и не обеспечивающим высокое качество звука. Основным недостатком является наличие эффекта так называемой кон- турности звука. Однако при отсутствии строгих требований к качеству звучания его потери считаются неощутимыми

.nsp

Записаны на аппаратуре CSL Model 4300В (фирма Kay Elemetrics)

.sf

IRC AM Sound Files; программы CSound, MixView

.smp

Программа SampleVision (фирма Turtle Beach)

.snd

Компьютеры Sun, NeXT

.voc

VOC [Voice File] -8-битный моно-формат семейства звуковых карт SoundBlaster фирмы Creative Labs. Широко используется в старых немузыкальных программах.

НСОМ - то же самое, что и VOC (8 бит, моно), но только для ПК фирмы Apple Macintosh

.vqf

VQF -формат записи звуковых файлов, который считается хорошей альтернативой MP3, однако менее распространен. К недостаткам VQF относят: длительность кодирования и малое число бесплатных про­грамм, позволяющих работать с данным форматом. Последнее и стало причиной его незначительного распространения

.wav

WAVE [Waveform Audio File] -формат, разработанный фирмой Micro­soft и зарекомендовавший себя одним из простейших для записи и хранения дискретных данных. Относится к одному из вариантов файлов семейства RIFF [Resource Interchange File Format] и является жестко структурированным. В заголовке помимо обычных значений (в том чи­сле разрядность, уровни громкости и т. п.) в WAV могут быть указаны и многие другие параметры, например, метки позиций для синхрониза­ции, общее количество дискретных значений, порядок воспроизведения различных частей звукового файла, а также текстовая информация. PCM WAVE - версия WAVE формата данных РСМ.

Таблица 5.3 Перечень и области применения наиболее распространенных форматов звуковых файлов без заголовка

Расширение

Краткие сведения о форматах

.рст

PCM [Pulse Code Modulation] - буквально: "Импульсно-кодовая мо­дуляция - ИКМ". Хотя файлы с таким расширением встречаются редко (в основном на аудио-CD), ИКМ является основополагающей для все звуковых файлов. Метод записи и хранения аудиоинформации в этом формате неэкономный, однако объемы современных устройств внеш­ней памяти (в том числе винчестеров и оптических дисков) позволяют его использовать несмотря на связанные с этим потери, которые могут составлять десятки мегабайт

 

DPCM [Difference Pulse Code Modulation] - вариант формата PCM, в котором с целью повышения экономии хранения звуковых данных на диске использован метод сжатия записи, получивший наименования "Разностного РСМ". Данная схема сжатия с фиксированной скоростью преобразовывает последовательность измерений, сохраняя только раз­ницу между последующим и предыдущим значениями сигналов. Сохра­нение дискового пространства происходит за счет того, что значение разности меньше самих измерений

 

ADPCM [Adaptive DPCM] - "Адаптивный DPCM": формат DPCM, до­полненный использованием так называемого коэффициента масшта­бируемости. Необходимость этой меры обусловлена требованием ис ключения искажений звука, вызванных ошибками измерения разности амплитуд сигналов, которые связаны со значительными перепадами громкости отдельных составляющих звука

.sb

signed byte (байт со знаком); по умолчанию 8 000 Гц, моно

.sw

signed word (слово со знаком); по умолчанию 8 000 Гц, моно

.ub

unsigned byte (байт без знака); по умолчанию 8000 Гц, моно

.ul

UL - Стандартный формат U-Law (мю-закон). По умолчанию 8 кГц, 8 бит, моно

.uw

Unsigned word (слово без знака); по умолчанию 8 000 Гц, моно

- wavetabIе-синтез [wavetable-synthesis] — "Табличный синтез": использует оцифровку нот реальных инструментов. Получение требуемой ноты производится путем оцифровки одной ноты реального инструмента. Исходные оцифровки содержатся в файле с нотной записью или в отдельном файле (такие файлы одновременно являются файлами с нотной записью и содержат оцифрованный звук).
Последний способ сначала применялся для проигрывания.mod файлов на компьютере Amiga, затем благодаря своей гибкости и большому количеству файлов этого формата получил широкое распространение на различных типах компьютеров: IBM-совместимых, Macintosh, SPARCstation. Оцифровки инструментов (samples) в.mod файле —8-битные, со знаком, без заголовка; частота дискретизации 10 кГц, получены путем применения линейной ИКМ. Причем оцифрована одна нота каждого инструмента ("до" первой октавы). В файле может быть до 31 оцифровки, каждая длиной до 128 Кбайт (обычно меньше). Звуковые платы при проигрывании файлов формата MIDI используют FM- или wavetable-синтез (wavetable-синтвз поддерживают немногие звуковые платы, например SoundBlaster AWE32).
Таблица 5.4 Перечень стандартов и форматов звуковых файлов с нотной записью

Расширение

Область применения/фирма разработчик

.amf

DSMI's (Digital Sound & Music Interface) internal module

.cmf

Creative Music File (фирма Creative Labs)

.dmf

Delusion Digital Music File (32 канала)

.far

Farandole tracker format (16 каналов) имеет разновидности:

Farandole.fsm Sample/instrument format;

Farandole.usm Sample/instrument format;

Farandole.fpt Pattern format;

Farandole.f2r Linear module (2.0) format

.mid

MID -формат файла, который содержит сообщения о MIDI-системе, установленной на ПК или в устройстве. Имеет следующие разновид­ности:

Roland LA (разработан фирмой Roland Corporation);

GM (General MIDI) -стандарт MIDI-сообщений. Определяет соответ­ствие 128 номеров патчей звукового банка данных конкретным инстру­ментам. Для ударных инструментов зарезервирован 10-й MIDI-канал. Стандартизирует также номера основных контроллеров.

Использует все 16 каналов. Преимущество обмена файлами MIDI по сравнению с файлами оцифрованного звука состоит в том, что файлы MIDI намного меньше по размеру, так как они хранят ноты, а не деталь­ную запись звука.

Basic MIDI -использует каналы с 13-го по 16-й;

Extended MIDI - использует каналы с 1-го по 10-й;

.mid

GS (General Sound) - расширенная версия стандарта GM, разрабс танная фирмой Roland; допускается использование иерархии многих звуковых банков данных; предусмотрено до десяти переключаемых на­боров ударных инструментов; расширен список контроллеров;

XG - наиболее развитый по состоянию на 1999 г. стандарт MIDI-сооб- щений, предложенный фирмой Yamaha

.mod

MOD -формат, который поддерживая "понотный подход" хранения дан­ных, на самом деле хранит образцы звука. Первоначально использо­вался программами SoundTracker, NoiseTracker (ПК Amiga). Поддер­живается многими программами IBM-совместимых ПК (4 канала, есть варианты до 32 каналов). Файлы с нотной записью.mod и аналогичные (с оцифровками инструментов) можно послушать с помощью разнооб­разных программ-проигрывателей, которые обычно позволяют воспрс изводить один формат файлов. В этом одно из его преимуществ по отношению к формату MIDI

.mtm

MultiTracker Module (32 канала)

.nst

NoiseTracker Module (4 канала)

.okt

Oktalyzer Module (8 каналов)

.org

Intelligent Organ File, программа Intelligent Organ (фирма Creative Labs)

.rol

Программа Visual Composer (фирма Adlib)

.sbi

Sound Blaster Instrument File

.sng

Программа Sequencer Plus Pro (фирма Voyetra)

.stm

ScreamTracker Module (4 канала)

.s3m

ScreamTracker Module (16 каналов)

.ult

UltraTracker File (32 канала)

.wow

Grave Composer format (8 каналов)

.xm

Extended Module (2, 4, 6, 8, 10, ..., 32 канала)

.669

Composer 669 Module (8 каналов)

Основные стандарты многоканального звука
 - Dolby Stereo —стандарт на технологию цифровой записи/воспроизведения звукового сопровождения фильмов для кинотеатров. Позволяет кодировать на двух звуковых дорожках кинопленки 4 канала: левый, центральный, правый и тыловой. Считанный с кинопленки сигнал преобразуется декодером в 4-канальный, дающий эффект окружающего (surround) звука. Без декодера звук воспроизводится как обычный 2-канальный стерео. Предложен компанией Dolby Laboratories в 1976 г.
 - DDS (Dolby Surround Sound) —стандарт на технологию цифровой записи/воспроизведения звукового сопровождения фильмов в частотном диапазоне 100-7000 Гц для домашних кинотеатров. Позволяет кодировать на двух звуковых дорожках кинопленки 3 канала: левый, правый и тыловой. Считанный с кинопленки сигнал декодируется в 3-канальный. Без декодера звук воспроизводится как обычный 2-канальный стерео. Предложен компанией Dolby Laboratories в 1982 г.
 - DPL (Dolby Surround Pro Logic) —развитие стандарта DDS для домашних кинотеатров с 3-х на 4 канала звука: левый, центральный, правый и тыловой. Предложен компанией Dolby Laboratories в 1987 г.
 - Dolby Digital —стандарт кодирования/декодирования записи 6-канального звука (5 + 1) в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц: 5 каналов окружающего звука и одним низкочастотным (сабвуферным). Предложен компанией Dolby Laboratories в 1992 г. В настоящее время частотный диапазон 5 каналов составляет от 3 Гц до 20 кГц, сабвуфера — от 3 Гц до 120 кГц.
 - Dolby Digital АСЗ —дополнение стандарта Dolby Digital схемой, обеспечивающей плотность сжатия записи звука от 12 : 1 и более при значении битрейта от 64 до 640 Кбит/с при высоком качестве воспроизведения.
 - Dolby Surround АСЗ —упрощенный вариант стандарта Dolby Digital для домашних кинотеатров, отличающийся сниженными скоростями потоков данных.
 - DTS (Digital Theater System)-стандарт 6-канальной (5 + 1) записи звука на музыкальных DVD. Подобен Dolby Digital. Отличается меньшим коэффициентом сжатия (4 : 1), повышенной скоростью потока данных (битрейт —882 Кбит/с). За счет этого, а также использования более совершенного алгоритма сжатия характеризуется весьма высоким качеством записи и воспроизведения звука. При записи используется частота дискретизации 48 кГц, что делает на настоящее время этот стандарт наиболее высококачественным из всех существующих стандартов записи звука на DVD.
 - Dolby Pro Logic II — развитие стандарта Dolby Surround Pro Logic, обеспечивающее разложение обычного стереозвука на 6 каналов: 5 + 1.
 - Dolby Pro Logic Iix —следующий этап развития стандарта Dolby Surround Pro Logic, обеспечивающий качественное разложение стереозвука на 7 (6 + 1) или 8 каналов (7 + 1). Возможны следующие режимы декодирования:
5) фильм (Movie) — производится дублирование центрального канала или тыловых каналов;
6) игра (Play) — сигнал дополнительно направляется на "новые каналы";
7) музыка (Music).
 - Dolby Digital EX —вариант стандарта Dolby Pro Logic lix для домашних кинотеатров.
 - Dolby Digital Surround EX — расширенный до 7 каналов (6 + 1) вариант стандарта Dolby Digital Surround, в котором имеется дополнительный тыловой (задний) канал, дублирующий существующий центральный канал, если звук записан в формате 5 + 1. Если же звук записан в формате 6 + 1, то дополнительный канал становится еще одним полноценным каналом окружающего звука.
 - DIS-ES — аналог стандарта Dolby Digital EX, разработанный компанией DTS. Позволяет кодировать звук в форматах (6 + 1) и (7 + 1) и раскладывать звук, закодированный в формате DTS (5 + 1), на 7 (6 + 1) или 8 (7 + 1) каналов.
Другие форматы и аудиокодеки
 - AAC (Advanced Audio Coding) —усовершенствованный цифровой формат кодирования, обеспечивающий высокое качество записи и воспроизведения музыкальных произведений. Существует мнение, что ААС превосходит по качеству звучания другой популярный формат аудиозаписи — MP3. Широко используется в стационарных, мобильных и переносных записывающих и воспроизводящих устройствах фирмы Apple (например, плейерах серии iPod) и многих других производителей.
 - FLAC —получивший широкую популярность формат сжатия аудиофайлов без потери качества. Его особенности: многоплатформенность (возможность использования практически со всеми действующими ОС), постоянное обновление, наличие удобной графической оболочки, внешних модулей (плагинов) для разных проигрывателей, утилиты командной строки, выполняющей сжатие и распаковку файлов, а также утилиты для редактирования метаданных в файлах.
 - Monkey’s Audio —бесплатно распространяемый формат сжатия аудиофайлов. Его характеристики: отсутствие потерь качества, коэффициент сжатия — 40-50%, работает на платформе Windows, имеется плагин для проигрывателей Winamp, позволяет кодировать WAV-файлы с любой частотой дискретизации с 8-, 16, или 24-битным динамическим диапазоном в моноили стереорежиме. Аудиофайлы имеют расширение .аре. Имеет открытый исходный код, что позволяет разработчикам включать поддержку этого кодека в свои программы.
 - OGG (Ogg Vorbis) — звуковой формат, являющийся частью проекта разработки полностью открытой мультимедийной системы. По всем основным показателям (качество воспроизведения звукового спектра, наличие внесенных шумов, коэффициент сжатия и др.) OGG "переиграл" WMA на 2-30% в зависимости от типа музыки. Значения коэффициентов сжатия OGG для разных образцов тестового сигнала при битрейте 128 бит/с составляют от 6 до 12. Сравнение OGG по способности сжатия записи с MP3 также показало его преимущество. Так OGG-файл записи популярной музыки при битрейте 128 кбит/с может быть в 1,5 раза короче МРЗ-файла, несмотря на использование совместно с MP3 адаптивного сжатия VBR1 (Lame v.1.12, engine 3.86).
 - RA (Real Audio) —формат потоковой записи (т. е. последовательной и непрерывной) и/или передачи аудиоданных; широко распространенная система передачи звука в реальном масштабе времени через Интернет (телефонная связь, радиотрансляция и т. п.). Он содержит в себе метод сжатия и одновременно протокол передачи оцифрованного звука. В формате RealAudio час звучания требует около 5 Мбайт. Передача по потоковому протоколу осуществляется из хранилища на программу воспроизведения, которая установлена на ПК пользователя. Скорость передачи составляет порядка 1 Кбайт в секунду. Полученный звук обладает параметрами: 8 или 16 бит и 8 или 11 кГц. Принцип работы: после сигнала готовности от компьютера пользователя, хранилище передает непрерывную последовательность пакетов со звуком. По мере прибытия адресату они превращаются в звук и проигрываются. Этот процесс повторяется через строго определенные интервалы времени без проверки ошибок передачи. Если пакет не прибыл в установленное время, он игнорируется, а пользователь слышит краткий перерыв в воспроизведении звука. RealAudio хорошо передает речь по модемным линиям на 28,8 Кбайт. На ранних стадиях разработки использовался для хранения и передачи коллекции фрагментов из программ Национального общедоступного радио (National Public Radio).
 - SPDIF (Sony/Philips Digital Interface Format) — стандартный формат обмена аудиоданными в цифровом виде без промежуточного преобразования в аналоговый сигнал. Является совместной разработкой фирм Sony и Philips. Обеспечивает высокое качество передачи звука, получил широкое применение в промышленности.
 - ТТА — бесплатный мультиплатформенный аудиокодек для сжатия без потерь 8-, 16- или 24-битных WAV-файлов. Создан российскими разработчиками. Его характеристики: коэффициент сжатия — до 30%, способен работать в режиме реального времени, пакет содержит DirectShow-кодеки (компрессор, декомпрессор, сплиттер), позволяющие другим приложениям легко работать с потоками True Audio. С корректно установленными DirectShow-кодеками пользователь может проигрывать файлы формата ТТА в совместимых плейерах (например RealOne, RadLight, Windows Media и др.).
 - WavPack — бесплатно распространяемый формат и кодек, разработанный под Windows. Снабжен плагинами, обеспечивающими возможность установки на наиболее распространенные плейеры. Особенностью является наличие возможности создания двух файлов: один —с потерей качества, другой —корректирующий (обеспечивает восстановление качества основного файла).
 - WMA (Windows Media Audio) —стандартный формат звукозаписи компании Intel со сжатием для Windows ХР MCE. Качество записи оценивается специалистами как приемлемое для большинства слушателей, однако не безупречное (наблюдается плохая передача частотных составляющих сигнала выше 14-15 кГц). В этом плане оно несколько уступает OGG. Значения коэффициентов сжатия WMA для разных образцов тестового сигнала при битрейте 128 бит/с составляют от 5 до 10,4.