ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ [VR, Virtual Reality]

Виртуальная реальность - это, Что такое виртуальная реальность, Определение термина виртуальная реальность, Шлемы-дисплеи, манипуляторы, стереоаудиосистемы, электромагнитные устройства, синтезаторы запахов, синтезаторы вкуса, Программно-аппаратные комплексы, пассивная виртуальная реальность, обследуемая виртуальная реальность, интерактивная виртуальная реальность, Augmented Reality, VVR, Surrogate travel, Head tracking, Line-of-sight, QuickTime, VDI

Искусственно созданный мир путем подмены окружающей действительности информацией, генерируемой компьютером. Виртуальная реальность в интерактивном режиме обеспечивается использованием трехмерной графики, стереозвука и других специальных устройств ввода/вывода данных, имитирующих (говорят также — "моделирующий) связь человека с воспроизводимым миром и происходящими в нем процессами. В качестве таких устройств, в частности, могут использоваться:
 - шлемы-дисплеи, позволяющие "видеть" стереоскопическое изображение виртуального мира и передающие в ПК данные о положении и ориентации головы для изменения изображения в соответствии с "изменением" точки обзора;
 - манипуляторы, манипуляторные устройства [manipulators, signaling keys, operators] в том числе специальные перчатки, передающие данные о движении рук и пальцев и позволяющие "брать" в руки, управлять положением объектов искусственно созданной среды, тактильно "ощущать" виртуальный объект и воздействовать на него и т. п.;
 - стереоаудиосистемы, аудиостереосистемы [audio stereo systems], способные не только создавать объемное звучание, но и передавать звуковое давление, например при моделировании ударов;
 - электромагнитные и пневматические устройства [electromagnetic and pneumatic devices], передающие механические воздействия на человека в процессе имитации моделируемых процессов (например, ускорение, давление и т. п.);
 - синтезаторы запахов [smell synthesizers], предназначенные для воспроизведения запахов виртуальных объектов (например, цветов, косметики, продуктов питания и т.п.);
 - синтезаторы вкуса [taste synthesizers] (ведутся разработки, примеры промышленной реализации пока не известны).
Программно-аппаратные комплексы, средства и методы, обеспечивающие эффекты виртуальной реальности, нашли применение при проведении научных исследований и разработок новой техники (преимущественно в работах, выполняемых методами моделирования), в различного рода тренажерах, учебном процессе, а также в индустрии развлечений (компьютерных играх).
В зависимости от предоставляемых пользователям или операторам ЭВМ возможностей взаимодействия с искусственно создаваемой средой различаются также следующие виды (типы) виртуальной реальности:
 - пассивная виртуальная реальность [passive virtual reality] — графическое изображение и его звуковое сопровождение; воспроизводятся ЭВМ и никак не управляются человеком;
 - обследуемая виртуальная реальность [exploratory virtual reality] —возможен выбор и ограниченное управление содержанием предоставляемых пользователям вариантов сценариев изображения и звука;
 - интерактивная виртуальная реальность [interactive virtual reality] —полномасштабная реализация виртуальной реальности. Пользователю предоставляются возможности управления, которые он мог бы или захотел выполнить, если бы действительно находился в созданном искусственном мире.
 - Augmented Reality — "Расширенная реальность": технологический прием, в соответствии с которым изображение реального объекта дополняется изображением, полученным от компьютера. Другими словами, это реальность, дополненная виртуальной составляющей. Возможны различные области применения расширенной реальности, например в медицине, навигационных системах, системах управления и т.д.
 - VVR (Virtual Virtual Reality) — "Виртуальная виртуальная реальность" — термин, иногда употребляемый по отношению к "пассивной" и "обследуемой" виртуальной реальности.
Некоторые широкоупотребительные понятия и термины, связанные с технологией виртуальной реальности
 - Surrogate travel — "Имитатор путешествия": вариант системы мультимедиа, реализующей обследуемую виртуальную реальность путем моделирования "путешествия" пользователей, которым предоставляются ограниченные возможности выбора поведения (местности, маршрута и др.).
 - Head tracking — определение положения виртуальной камеры внутри сцены в соответствии с движением головы оператора. Производится при помощи различных электронных, механических, оптических, акустических и других устройств для последующей визуализации сцены в соответствии с выбранной точкой и направлением наблюдения.
 - Line-of-sight — "Направление визирования": ориентация виртуальной камеры внутри сцены или средство ее задания.
 - QuickTimeархитектура, предложенная фирмой Apple для создания цифровых презентационных фильмов, называемых QuickTime-фильмами. Предназначена также для реализации как звуковой, так и любой другой формы управления.  - QuickTime VR —система для создания интерактивных виртуальных изображений различных сцен, диапазон которых весьма широк —от природных пейзажей до домашних интерьеров. Формирование среды погружения в виртуальную реальность производится достаточно сложно с использованием фотографической панорамной съемки. Работает под QuickTime 2.0 для Macintosh и Windows. В настоящее время созданы новые программы, которые существенно упростили процесс создания фильмов QuickTime VR: Spin Panorama фирмы Picture Works, Nodester фирмы Panamation и PhotoVista фирмы Live Picture.
 - VDI (Virtual Device Interface)
1. Интерфейс виртуального устройства;
2. Стандарт для асимметричных мультимедийных систем.