ТЕКСТУРА [texture]

Текстура - это, Что такое текстура, Определение термина текстура, Текстурирование, Твердое текстурирование, Наложение текстуры, Смешивание текстур, Рельефное текстурирование, MIP-наложение, Trilinear filtering, Коррекция перспективы, Трехмерная фильтрация, Вуалирование, Объект с нечеткими границами, Временные искажения дискретизации, Пространственные искажения, Частота дискретизации, Лестничный эффект, Сглаживание, Хинтинг, Shading, AGP aperture size, DiHE, Hedgehog, Hull, Interprenetation, Keystone, Mirroring, Nearest neighbor interpolation, Bilinear interpolation, Bicubic interpolation, Плагин, TARGA

Изображение оптической структуры поверхности графического объекта, генерируемое в соответствии с его характером, условиями освещения и наблюдения. Задается набором параметров. Минимальным элементом и шаблоном для нанесения текстуры является texel.
Связанные с текстурой понятия и термины
 - Текстурирование [от англ. texture] — технология построения реалистичного трехмерного изображения, в соответствии с которой графические изображения (текстуры) накладываются на поверхности, состоящие из многоугольников, в результате чего создается эффект объемного пространства.
 - Твердое текстурирование [solid texturing] — установление или задание текстуры изображения поверхности твердых тел в трехмерном пространстве. Производится при помощи специальных функций (solid texture function), определяющих варианты текстуры.
 - Наложение текстуры [texture mapping] — перенос двумерного изображения текстуры на поверхность трехмерного объекта или ее генерация по формальному описанию в зависимости от координат участков поверхности объекта.
 - Смешивание текстур [alpha blending] — совмещение двух накладывающихся друг на друга карт текстур для создания эффекта прозрачности, например, при передаче изображения объектов через стекло витрины, воду и т.д. Реализуется с использованием микросхем графических акселераторов.
 - Рельефное текстурирование [bump mapping] —эффект придания трехмерного рельефа объектам, используемым в сцене, при помощи дополнительной текстуры, которая является картой рельефа. Разновидностью рельефного текстурирования является метод, получивший наименование Environment Happed Bump Happing, который позволяет накладывать эффекты отражения на объекты сцены.
 - MIP-наложение [MIP mapping] — метод повышения качества изображения при помощи нескольких текстур одного и того же объекта, хранящихся в памяти ЭВМ. В зависимости от расстояния до объекта накладываются более или менее детализированные текстуры (чем ближе объект, тем выше качество текстуры). Этим обеспечивается экономия ресурсов видеосистемы. Другое определение MIP-наложения трактуется, как способ устранения эффектов "блочноети" при увеличении текетурированных изображений и образования "искристости" на их границах при растягивании или сжатии. Реализуется путем сохранения в памяти микросхем графических акселераторов нескольких размеров изображений для лучшего заполнения битовых карт по мере изменения размеров объектов.
 - Trilinear filtering —для текстуры вычисляются координаты и точный уровень детализации. Это дает два ближайших уровня детализации, доступных в М IP-наложении. Затем для каждого уровня производится билинейная интерполяция, а затем— линейная интерполяция между уровнями.
 - Коррекция перспективы [perspective correction] — функция микросхем графических акселераторов и техника исправления искажений при передаче объектов с текстурированной поверхностью в трехмерном пространстве. В результате трехмерного изображения объектов под различными углами зрения выглядят более реалистично.
 - Трехмерная (3D, З-dimension) фильтрация, билинейная фильтрация, трилинейная фильтрация [3D filtering] — способ устранения так называемой блочности в трехмерных изображениях объектов и текстурах путем усреднения значений цветов пикселей на граничных участках деталей изображения. Реализуется с использованием микросхем графических акселераторов.
 - Вуалирование [fogging] — способ создания эффекта постепенного снижения видимости удаленных объектов в трехмерном пространстве путем смешивания окраски его поверхности с каким-либо фиксированным цветом. Реализуется с использованием микросхем графических акселераторов.
 - Объект с нечеткими границами [fuzzy object] — в компьютерной графике: объект, границы поверхности которого нельзя четко обозначить. Примерами могут служить волосы, мех, дым, огонь и т.д. Одним из средств реализации таких объектов является вероятностный механизм моделирования движения изображения элементарных участков поверхности, составляющих взаимосвязанную систему (систему частиц [particle system]). Движение и взаимодействие этих "частиц" определяется как их свойствами, так и характеристиками системы в целом.
 - Временные искажения дискретизации [temporal aliasing] — нарушения характера движения объектов при анимации, возникающие при некорректном выборе моментов времени фиксации положения объектов на отдельных кадрах анимационной последовательности.
 - Пространственные искажения [aliasing, spatial aliasing] — искажения графического изображения, связанные с недостаточной частотой дискретизации. Проявляются в виде исчезновения мелких деталей исходного изображения и появления лестничного эффекта.
 - Частота дискретизации [sampling rate] — интервал (шаг) сетки выборки, используемой при дискретизации изображения.
 - Лестничный эффект [staircasing] — искажения растрового изображения, вызванные недостаточной частотой дискретизации. Проявляются в виде зазубренности контуров и ступенчатого характера наклонных линий.
 - Сглаживание [antialiasing] — в компьютерной графике: методология уменьшения ступенчатого характера изображения кривых линий и поверхностей на экране монитора или распечатках, возникающего за счет недостаточной разрешающей способности этих устройств или так называемой частоты дискретизации. Сглаживание реализуется программными средствами, путем введения вокруг точек, образующих эти линии, промежуточных оттенков серого (для черно-белых изображений) или соответствующего цвета (для цветных изображений). Четкость всего изображения при этом несколько уменьшается.
 - Хинтинг [hinting] —метод снижения дефектов изображения линий, например, наклонных и вертикальных. Используется при отображении масштабируемых (контурных) шрифтов, в частности PostScript Type I и TrueType.
 - Shading (gouraud/phong) — методы сглаживания изображения. Phong shading выполняется дольше, но дает лучшие результаты. Gouraud shading выполняется быстро.
 - AGP aperture size —значение параметра, которое указывает на размер области системной памяти, отводимой для хранения текстур. Не может быть больше объема памяти, установленного в системе. Принимает значения: 4/8/16/ 32/64/128/256 Мбайт. По умолчанию равен 64 Мбайт.
 - DiHE (Direct in Memory Execution) —функция, которая позволяет AGP-видеоадаптеру использовать оперативную память для хранения и использования текстур.
 - Hedgehog —представление изображения трехмерного объекта в виде его каркасной модели.
 - Hull —"Оболочка": графическая конструкция, огибающая одну или несколько других конструкций более сложной формы.
 - Interprenetation — "Взаимопроникновение": место пересечения поверхностей изображения графических объектов.
 - Keystone —трапецеидальное искажение изображения геометрического объекта, вызываемое неперпендикулярностью оси его проекции относительно плоскости экрана.
 - Mirroring-способ создания нового изображения путем зеркального отображения уже существующего относительно выбранной оси.
 - Nearest neighbor interpolation — метод повышения разрешающей способности изображений путем добавления в них пикселов того же цвета, что и расположенные рядом. Используется преимущественно при увеличении фотографических снимков. Цветовые точки дублируются, причем их создается тем больше, чем больше должно быть изображение. Кривые изменения цвета в результате приобретают ступенчатый характер. Такие изображения называются jagged images или jagges.
 - Bilinear interpolation — "Билинейная интерполяция": метод повышения разрешающей способности изображений путем добавления пикселов, цвет которых устанавливается на основе интерполяции 4 соседних пикселов. Используется преимущественно при увеличении фотографических снимков. Этим достигаются плавные переходы в границах цветов и контуров изображений, однако изображение становится нерезким.
 - Bicubic interpolation — "Бикубическая интерполяция": метод повышения разрешающей способности изображений путем добавления пикселов, цвет которых устанавливается на основе анализа 16 соседних пикселов. Используется преимущественно при увеличении фотографических снимков. Результат получается лучше, чем при билинейной интерполяции. Однако при большом увеличении (>150%) качество изображения значительно ухудшается.
 - Плагин [plugin] —внешний программный модуль к графическому пакету, который вызывается непосредственно из этого пакета и использует его функции и интерфейс. Создание плагинов связано с тем, что хотя стандартные графические пакеты и представляют немало возможностей для дизайнеров и фотографов, однако в каждом частном случае их использования появляются требования, не обеспеченные стандартными средствами. Плагины, с одной стороны, обеспечивают более быстрое выполнение ряда операций по обработке изображений, а с другой —позволяют добиться необходимых художественных спецэффектов и операций (например: ретуширование, восстановление деталей изображения, восстановление цветовой гаммы и т.д.). Количество плагинов в мире весьма велико и их число продолжает расти быстрыми темпами.
 - TARGA (Truevision Advanced Raster Graphics Adapter) — "Усовершенствованный адаптер растровой графики фирмы Truevision": видеоконтроллер и формат графических файлов 5:5:5 бит для кодирования сигналов цвета RGB.