MIDI (Musical Instrument Digital Interface)

MIDI - это, Что такое MIDI, Определение термина MIDI, MIDI-клавиатура, MIDI-секвенсор, MIDI-синтезатор, MIDI-operator, MIDI In, MIDI Out, MIDI Thru, Акустическая система, Виртуальный канал, Генератор стилей, Мультимедийная звуковая карта, Панельные громкоговорители, Сабвуфер, Сателлит, Педаль поддержки, Тракеры, Heard-Related Transfer Function, Multimedia PC, Standard Music Description Language, Автовау, Аудиодубляж, Аудиопродакшн, Аудиопроцессинг, Волновой синтез, Джиттер, Дорожка, Голос, Зацикливание, Кроссфейд, Микширование, Мультитембральность, Патч, Саундтрек, Сэмпл, Панорамирование, Панорамное, Полифония, Полный дуплекс, Размещение в стереопространстве, Audio Program Identification,  Computer-MIDI processing, Digital Audio Extraction, Редактор WAV-файлов, Эффект Лесли

1. Цифровой интерфейс музыкальных инструментов. Создан в 1982 г. ведущими фирмами-производителями: Yamaha, Roland, Korg, E-mu и др. Включает аппаратные (инструментальные) и программные средства, предназначенные для управления звуковой платой или звуковым синтезатором. Принцип работы интерфейса ориентирован на запись не реальных звуков, а определенной структуры данных (MIDI-данных) содержащих сведения о последовательности воспроизведения каждой ноты, длительности и тембра звука (в музыкальном инструменте), положении в пространстве стереофонического звучания (величине смещения в сторону левой или правой колонки), громкости и т. п.
2. Стандарт де-факто в области электронных музыкальных инструментов и компьютерных синтезаторов. Предназначен для подключения к ПК инструментальных средств записи и воспроизведения музыки. С 1982 г. он заменяет, ранее действующий стандарт управления с помощью аналоговых сигналов информационных сообщений, передаваемых через цифровой интерфейс. Стандарт предусматривает 16 независимых и равноправных логических каналов, имеющих собственные режимы работы. Каждый из каналов может иметь два и более MIDI-интерфейсов. Каждому каналу обычно назначается свой тембр, называемый по традиции "инструментом". Возможна также комбинация из нескольких тембров.
3. Формат записи музыкального произведения, определяющий правила ее выполнения с указанием последовательности нот и длительности их звучания для всех используемых в этом произведении инструментов. Несмотря на то, что данный формат является достаточно старым, он продолжает широко использоваться в разных музыкальных приложениях и программно-аппаратных средствах.
Программно-аппаратные средства
 - MIDI-клавиатура, MIDI-контроллер [controller, MIDI-controller] — MIDI-устройство, предназначенное для выдачи MIDI-данных на другие MIDI-устройства. Как правило, представляет собой инструмент с клавиатурой, похожей на фортепьяно. Существуют также "ударные" и "деревянные духовые" MIDI-контроллеры и контроллеры, имитирующие гитару.
 - MIDI-секвенсор, секвенсор [sequencer] — программа для ПК, обеспечивающая запись, редактирование и размещение нескольких дорожек с MIDI-данными. Используется для записи партитуры и дальнейшего воспроизведения музыкальных произведений электронными музыкальными инструментами и/или распечатки нотного текста.
 - MIDI-синтезатор [tone module] — автономное внешнее (периферийное) устройство, подсоединяемое к цифровому музыкальному инструменту или компьютеру, обеспечивающее высококачественный музыкальный синтез.
 - MIDI-operator — "MIDI-оператор": генератор сигнала в совокупности с управляющей схемой.
 - MIDI In —вход MIDI-устройства.
 - MIDI Out —выход MIDI-устройства.
 - MIDI Thru —выход MIDI-устройства, предназначенный для ретрансляции поступивших MIDI-команд другим устройствам.
 - Акустическая система, акустический комплект, аудиосистема [audio system, speaker system] — средство воспроизведения звукозаписи, выполненное в виде одной или нескольких (как правило, двух-трех) колонок с динамиками ("громкоговорителями") и усилителями звукового сигнала, подключаемых к звуковой плате. Основные характеристики акустической системы: качество (частотная характеристика) и громкость воспроизведения звукозаписи, наличие или отсутствие объемного эффекта звучания, габариты и вес колонок, стоимость.
 - Виртуальный канал [virtual channel] —канал приема-передачи данных, представляющий собой специфическую часть MIDI-устройства, позволяющий избирательно получать MIDI-данные.
 - Генератор стилей [groove generator] — программа, которая, основываясь на законах и правилах построения музыкальных композиций, создает произведения для нескольких инструментов в соответствии с исходными установками, задаваемыми пользователем.
 - Мультимедийная звуковая карта, мультимедийный звуковой адаптер [multimedia soundcard, multimedia sound adapter] —многоканальная звуковая карта, предназначенная для воспроизведения и записи звука в разнородных мультимедийных системах и их приложениях (в том числе игровых, видео и т. п.). Существует широкое разнообразие мультимедийных звуковых карт различного назначения, профессионального или любительского уровней использования, конструктивного исполнения (в том числе в виде встроенных в ПК или внешних устройств), стационарных (в том числе студийных) и переносных, по реализуемым в них стандартам, эксплуатационным характеристикам, поддерживаемому числу многоканальных выходов, стоимости и т.д. По тем или иным признакам большинство выпускаемых в настоящее время звуковых карт могут быть отнесены к мультимедийным. На российском рынке в сегменте мультимедийных звуковых адаптеров лидирует фирма Creative Labs с ее последними моделями — Audigy LS и Audigy 2 ZS.
 - Панельные громкоговорители [panel loudspeakers], плоские звукоизлу-чатели [plane sound projectors] — класс громкоговорителей, реализующий так называемую технологию NXT. Отличаются от традиционных электродинамических громкоговорителей тем, что в них в качестве диффузора (излучающей звук поверхности) используются или могут использоваться плоские панели, в том числе имеющие различное функциональное назначение, например, киноэкраны, потолочные панели, рамы картин, плоскости ЖКИ-экранов и т.д. Основными достоинствами указанной технологии являются высокое качество воспроизведения звука, обеспечивающее широкий диапазон звуковых частот —DML (Distributed Mode Loudspeaker), а также создание плоской звуковой волны. Преимущество последней в том, что снижение громкости звучания происходит почти линейно от расстояния, в отличие от обычного: пропорционального квадрату расстояния. Это означает, что для заполнения помещения насыщенным звуком, может быть использована пониженная по отношению к обычным громкоговорителям мощность излучения панели.
 - Сабвуфер [subwoofer] — элемент многоканальных акустических систем, предназначенный для достижения высокого качества воспроизведения низкочастотных составляющих звука. Как правило, конструктивно выполняется в виде отдельного блока. Качество звучания зависит как от характеристик динамиков, так и типов корпусов сабвуферов. Наибольшее использование в акустических системах ПК получили корпуса типов: "Закрытый ящик" (динамик помещен в герметичный ящик — конструкция обеспечивает высокое качество передачи средних и низких частот, однако имеет низкий КПД), "Фазоинверторный ящик" (наиболее распространенная конструкция, выполненная в виде трубы и обеспечивающая подъем низких частот) и "Band-pass" (существует несколько разновидностей конструкции этого типа, они обеспечивают высокий КПД, однако "размывают" басы).
 - Сателлит [satellite] — элемент акустической системы, предназначенный для воспроизведения средне- и высокочастотных составляющих звукового сигнала при совместной работе с сабвуфером. В отличие от сабвуфера количество саттелитов и их расположение влияют на восприятие пространственных характеристик звучания. В стереосистемах используется два саттелита, в системах "окружающего звука" — четыре и более.
 - Педаль поддержки [supporting pedal, sustain pedal]—деталь MIDI-оборудования, включаемая в MIDI-клавиатуру, позволяющая увеличить время звучания ноты. Выполняет функцию аналогичную правой педали рояля.
 - Тракеры [trackers] — класс программ для создания музыкальных произведений на ПК. Получили свое наименование от Stream Tracker —одной из первых массовых программ этого вида. Могут работать как с собственными, так и общепринятыми формами цифровой музыки. В отличие от секвенсоров тракеры сохраняют в своих файлах не только партитуру, но и сэмплы. Многие современные тракеры поддерживают звуковые эффекты и до 24 каналов.
 - HRTF (Heard-Related Transfer Function)система, имитирующая пространственное (стереофоническое, трехмерное или 3D) слуховое восприятие при использовании двух звуковых каналов (левого и правого). Содержит сложную систему фильтров, позволяющих имитировать соответствующие изменения звуковых сигналов при перемещении их источников относительно головы слушателя. Наиболее эффективно работает с наушниками. При использовании акустических колонок качество пространственного восприятия звука ухудшается за счет огибания звуковыми волнами головы слушателя. В результате часть звукового сигнала, предназначенного для левого уха, попадает в правое и наоборот. Для устранения этого нежелательного эффекта используются специальные средства коррекции, которые реализуют "Алгоритм СС" (Cross-talk Cancellation).
 - МРС (Multimedia PC) —спецификация, содержащая требования, предъявляемые к мультимедийным устройствам персональных компьютеров.
 - SMDL (Standard Music Description Language) — "Стандартный язык описания музыки": стандарт описания и сжатого документального представления музыкальных произведений: спецификация ISO/IEC CD 10743.
Часто используемая терминология в области записи и воспроизведения звука
 - Автовау [autowah] — один из видов звуковых эффектов, заключающийся в периодическом закрывании и открывании звука. На музыкальном жаргоне называется также "квакушкой". Реализуется при помощи частотных фильтров с циклически изменяющимися характеристиками.
 - Аудиодубляж [audio dub] —процесс записи новой звуковой дорожки для смонтированной последовательности фрагментов и сцен, например, наложение поверх живого звука разнообразных звуковых эффектов.
 - Аудиопродакшн [Audio-Production] — процесс записи (создания) звуковой дорожки.
 - Аудиопроцессинг [Audioprocessing] — обработка звукового сигнала.
 - Волновой синтез [wave-table synthesis] — способ преобразования MIDI-записи музыки в синтезированный звук.
 - Джиттер [jitter] — дрожание звукового сигнала.
 - Дорожка [track] — область записи на секвенсоре, используемая для хранения данных MIDI-песни. Аналог дорожки многоканального магнитофона. Большинство секвенсоров поддерживают несколько дорожек, каждая из которых содержит полностью партию одного или нескольких MIDI-инструментов.
 - Голос [voice] —отдельный звук из звуковой платы или MIDI-синтезатора.
 - Зацикливание [looping] —функция секвенсора, позволяющая выделить ноту, тракт, дорожку, музыкальную фразу или произведение в целом и повторить нужное число раз.
 - Кроссфейд [Cross-Fade] — перекрестное затухание —влияние уменьшения громкости изменения одного звукового сигнала на громкость звучания другого.
 - Микширование [mixing]-смешивание звуковых сигналов.
 - Мультитембральность [multitimbre] —количество тембров, которые одновременно может воспроизводить синтезатор, звуковой модуль или подобное устройство. Как правило значение мультитембральности ограничено количеством MIDI-каналов, поддерживаемых данным устройством.
 - Патч [patch] —совокупность сэмплов или их комбинаций, а также набор дополнительных параметров (например, настройка резонансных фильтров, форма огибающей и т.д.) на основе которых формируется звучание какого-либо тембра.
 - Саундтрек [Soundtrack] — звуковая дорожка.
 - Сэмпл [Sample] —цифровая форма представления натурального или искусственно созданного образца звукового фрагмента, предназначенного для синтезирования какого-либо звукового ряда (например, музыки, звуковых эффектов, речи и т.п.). Используется в так называемых сэмплерах и звуковых картах с wavetable-синтезом.
 - Панорамирование [panning] —распределение звукового сигнала между правым и левым каналами, формирующими стереопространство.
 - Панорамное (окружающее, стереофоническое, 3D-) звучание [surround sound, 3d-audio]
1. Эффект, создаваемый источниками звука, находящимися впереди, сзади и по обеим сторонам от слушателя;
2. Технология искусственного создания эффекта панорамного звучания, позволяющая имитировать не только размещение, но и перемещение источников звука в пространстве.
 - Полифония [polyphony]— число нот, которое может одновременно воспроизводить синтезатор, звуковой модуль или другое устройство.
 - Полный дуплекс [fullduplex] — режим работы, при котором одновременно производится как запись, так и воспроизведение звука.
 - Размещение в стереопространстве [pan control, stereo placement] — средство управления, позволяющее "расположить" инструменты относительно друг друга в стереопространстве слева направо.
 - A-Pid (Audio Program Identification) —"Программная идентификация аудио" предназначена для выделения аудиоданных из цифрового потока данных (ТВ, видео и др.).
 - Computer-MIDI processing —совместная работа ЭВМ и музыкальных инструментов в системах мультимедиа.
 - DAE (Digital Audio Extraction) — "Декодирование цифровой аудиозаписи": термин, используемый для обозначения процессов считывания аудиозаписи с дорожек ("треков") оптических дисков, их декодирования и перезаписи в виде WAV-файлов, а также программных средств, реализующих эту возможность. Примером может служить пакет программ CD DAE 99. Программы, подобные этой, часто называют также CD-грабберами [CD-grabber] или CD-рипперами [CD-ripper].
 - Редактор WAV-файлов [WAV editor] —программа, позволяющая делать цифровую запись звука, редактировать и комбинировать записи, а также применять к ним специфические эффекты.
 - Эффект Лесли, вращающийся динамик —один из видов звуковых эффектов, воспринимаемый как вращение источника звука вокруг собственной оси. Реализуется при помощи частотных фильтров с циклически изменяющимися характеристиками.