Главная arrow Термины arrow Автоматизация информационных процессов arrow АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ [library automation, automation of information and library processes]

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ [library automation, automation of information and library processes]

Автоматизация библиотеки - это, Что такое Автоматизация библиотеки, Определение термина Автоматизация библиотеки, Автоматизация библиотечных процессов, Автоматизация информационных процессов, Компьютеризация библиотеки

Комплекс научных, проектных, технических работ и организационных мероприятий по внедрению во все виды библиотечной деятельности современных информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники и связи. Результатом выполнения этих работ является создание автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС). На рабочие места сотрудников библиотеки и читателей устанавливаются компьютеры или терминалы, подключенные к ЭВМ, т. е. создаются автоматизированные рабочие места библиотекарей, библиографов, читателей, работников административно-управленческого аппарата и т.д.
Основные цели автоматизации библиотеки:
 - повышение качества обслуживания читателей (пользователей), включая расширение состава оказываемых им услуг и предоставляемой литературы;
 - создание более комфортных условий работы пользователей и персонала библиотеки;
 - повышение доступности и сохранности фондов; освобождение сотрудников от рутинных работ, связанных с подготовкой каталожных картотек, библиографических списков, заказов на литературу, писем, отчетной документации и т. п.
Автоматизация технологических процессов в библиотеке призвана обеспечить следующие возможности:
 - одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование для поиска документов, печати подобранной информации, передачи массивов данных другим организациям, подготовки изданий и т.д.;
 - многоаспектный поиск данных по различным признакам и их сочетаниям без формирования дополнительных карточек, указателей;
 - обращение к каталогам и иным информационным ресурсам других библиотек в режиме теледоступе по каналам связи, а также к базам данных на дискетах или оптических дисках большой емкости, устанавливаемых на технических средствах своей библиотеки;
 - обеспечение читателям своей библиотеки выхода в отечественное и мировое информационное пространство, включая доступ к полнотекстовым документам и данным других библиотек, информационных служб, а также отдельных организаций и фирм;
 - организацию комплектования фонда с использованием баз данных издающих и книготорговых организаций с автоматическим формированием заказов и автоматизированным учетом их выполнения;
 - автоматизированный учет и ведение статистики по всем процессам, включая обслуживание читателей;
 - надежное хранение библиографической информации в нескольких копиях и др.;
 - В юношеских и детских библиотеках электронные каталоги помогают вырастить пользователей современных библиотек и информационных систем.
Можно выделить следующие основные проблемы, подстерегающие библиотеку на пути автоматизации:
 - неудачный выбор программного обеспечения или исполнителя для его разработки, что преимущественно связано с отсутствием опыта постановки задачи автоматизации библиотечными работниками;
 - получение случайного комплекта технических средств, которые оказываются непригодными для реализации задуманного, ненадежными или слишком дорогими;
 - отрицательная реакция сотрудников на изменение характера труда и необходимость повышения квалификации в связи с внедрением вычислительной техники, а также с неизбежным повышением требований к четкости выполнения различных инструкций и технологических требований;
 - увеличение объема работ и ответственности администрации, что связано с необходимостью комплектования библиотеки вычислительной техникой и сопутствующими материалами, их хранением, обновлением и использованием.
В АБИС обычно выделяются следующие группы функциональных задач, подлежащих автоматизации:
 - комплектование фондов и книгообмен;
 - библиографическая и аналитическая обработка литературы, ведение электронного каталога;
 - обслуживание читателей (регистрация заказов, обеспечение выдачи и контроля возврата литературы и т.д.);
 - справочно-библиографическое обслуживание на основе собственного электронного каталога;
 - библиографическое и информационное обслуживание пользователей на основе использования баз данных и электронных каталогов своей библиотеки и других библиотек и/или информационных служб в режимах локальном и теледоступа;
 - задачи, связанные с межбиблиотечным обменом литературой (межбиблиотечным абонементом — МБА и доставкой литературы);
 - автоматизированная подготовка библиографических изданий, а на первых этапах автоматизации до создания полноценного электронного каталога —также распечатка и тиражирование каталожных карточек;
 - функции управления (учет, контроль, статистика, кадры, бухгалтерия и т.д.).